Велосипед - всепогодный транспорт для рекорда
Уникальным рекордом завершился ледовый велозаезд Balkhash Ice Challenge 2020. Основатель Клуба велосипедных приключений (veloclub.kz), путешественник и авторитетный велоэнтузиаст Александр Габченко , вновь удивил казахстанцев, в одиночку проехав по льду замёрзшего озера Балхаш 250 км в седле велосипеда. Редакция velosiped.kz расспросила, как такое возможно и зачем это надо.
V.: Приветствуем Александр. Многодневный велозаезд на велосипеде по льду, - как вообще такое пришло в голову?
- Зимой на велосипеде тоже в удовольствие можно ездить. Но по снегу, сложновато, а вот по льду, накат в самый раз. Так и придумалось. Идея не нова. Впервые посетила меня ещё в 2006 году, но реализовать оказалось не так просто, как видите 14 лет прошло.
V.: Всё же, для такого свершения, одного желания покататься зимой, кажется маловато. Преследовались какие-то цели?
- У меня есть три причины, чтобы проехать лёд озера Балхаш. Во-первых, спортивный интерес - прежде никто из граждан Казахстана не делал этого. Мне всегда интересно открывать новые страницы в истории страны.
Во-вторых, есть гражданский интерес - проект Balkhash Ice Challenge прекрасная демонстрация все сезонности велосипеда, как универсального вида транспорта. Если я смог проехать 250 км по льду, любой человек также сможешь проехать на велосипеде от дома до работы и при этом не провалиться под лёд.
И третья причина, - не устаю доказывать, что путешествовать по своей стране, это увлекательно и круто. Если, кому-то из ваших читателей эта мысль ещё не приходила в голову, сейчас лучший момент наконец осознать это! Зима не повод сидеть дома. Путешествуй в соседний город, соседний район, соседнюю область, открой для себя Казахстан.
V.: Действительно, оригинальный способ демонстрации достоинств велосипеда…
- Я давно понял, что климат не имеет решающего значения в вопросах приспособленности людей к использованию велотранспорта в холодных условиях. Например, в Монреале, куда холоднее, чем в Алматы. Но число горожан, использующих велосипед круглогодично, гораздо выше, чем у нас, и продолжает расти. Всё потому, что решающую роль играет удобство, безопасность и доступность инфраструктуры. Чем больше велоинфраструктуры, чем она лучше, чем она безопаснее, чем более хорошо обслуживается, тем больше людей пользуются велотранспортом. Вот истинный факт, недоступный пока для понимания руководства акимата Алматы, к сожалению.
V.: Но для ледового велозаезда через Балхаш, ты же не просил у властей построить там велодорожку?!
Верно. Поэтому Balkhash Ice Challenge и является уникальным событием, я работал с тем, что дано природой. Но в тоже время, я надеюсь, мой пример, позволит людям оценить истинные возможности человеческого организма и всепогодности велосипеда, как универсального вида транспорта. Не жду, что все казахстанцы, разом пересядут на велосипед следующей зимой. Но тем, кто давно ездит летом, и уже подумывал, не отказываться от велосипеда с наступлением холодов, посылаю чётки сигнал, - пробуйте зимнюю езду. Смог проехать я, сможет любой другой. Не по льду замёрзшего озера, а по чищенному асфальту в родном городе, по маршруту от дома до работы и обратно. Если кому-то нужна была мотивация, - то вот она!
V.: Расскажи подробнее сколько сил и времени потребовалось для организации?
Примерно шестнадцать недель ушло у меня на организацию и подготовку. Но, конечно несколько лет до этого момента, я изучал тему, поскольку идею в голове держал давно.
Могу выделить три наиболее важных момента: первый, тактическая подготовка. Заключается в подборе и апробировании необходимого снаряжения, тренировках по его умелому использованию, выработки определённой тактики поведения в экспедиции. К примеру, прежде, я никогда не ночевал зимой на льду. Такой опыт необходимо приобретать до начала экспедиции, что я и делал. Ещё один навык, езда по чистому льду, это не тоже самое, что езда, по обледенелостям, насту и прочим типам покрытия. Именно тестовые заезды своевременно дали мне понять, что без шипованных шин не справиться.
Второй момент, физическая подготовка. Регулярные тренировки для развития в организме и особо важных мышцах выносливости, силы, силовой выносливости. Для этого я выполнял занятия на велостанке, походы в горы, велозаезды и немного бег по пересечёнке. С планом мне помог беговой товарищ, опытный наставник Геннадий Зеленский.
Третий момент, специальная подготовка. Всё что касается знаний о поведении льда, поведении человека на льду. Анализ архива погоды, состояния льда, наблюдение за текущей ситуацией на Балхаше, изучение карт, разработка линии движения.
V.: Кто-то помогал с организацией этой экспедиции? Поддерживал?
Balkhash Ice Challenge 2020 – достаточно неординарный для нашей республики проект, поэтому я искал поддержки у людей и брендов, которые разделяют мои взгляды на путешествия в жанре аутдор. В итоге экспедиция состоялась в партнёрстве с производителем высокотехнологичных устройств HUAWEI, природной минеральной водой TURAN. Ну и поскольку ледовый велозаед проходил в автономном режиме, питание, экипировку, снаряжение, средства навигации я перевозил на специально сконструированном для тяжёлого бездорожья велосипеде-прототипе казахстанской марки Vino Bike, при помощи специального навесного снаряжения, предоставленного партнёром Kailer из России. Во время экспедиции, также, использовал бивачное и походное снаряжение от экипировочного партнёра Outdoor Center Almaty.
В экспедиции участвовала группа заброски в составе Павла Торышкина и Никиты Мельниченко из Wild Irbis Pro. Вместе мы проехали от Алматы до старта ледового велозаезда, а затем парни следили за мной дистанционно и по возможности снимали видео кадры. Их поддержка также очень важна для меня, поскольку изначально я поставил цель снять видео фильм о Balkhash Ice Challenge 2020 и обойтись для этого одной лишь экшен-камерой, которая была у меня с собой, невозможно.
V.: Так, удалось ли снять фильм? Как скоро нас ждёт кино премьера?
Всё оказалось не так просто. Вместо планирования одной экспедиции, пришлось думать сразу над двумя, параллельными. Мы наметили контрольные точки и время, где и когда будем встречаться для съёмок материала. И пока я ехал ледовым полотном напрямую, задача парней была, в объезд по земле добраться к следующему пункту встречи. Признаюсь, пару раз промахивались. Я-то не переживал, имея полную автономность жизнеобеспечения, каждую минуту зная, что со мной всё в порядке. А парни поволновались немного. Но в итоге всё сложилось. Сейчас работаем над материалом. Фильму быть, как только карантин закончится.
V.: Как проходил собственно велозаезд? Сколько ты проезжал в седле велосипеда? Какие встречались препятствия?
Ледовый велозаед состоялся в автономном режиме, в формате соло-путешествия. Всё необходимое у меня было с собой. Основные трудности, выявленные в предстартовый период: относительно небольшая толщина льда, вследствие необычно тёплой зимы, разрушающий лёд, западный ветер, снеговые залежи, по таким велосипед плохо едет. Встречные рыбаки сообщали, что лёд на краях озера уже разрушается. Поэтому я спешил начать велозаезд поскорее, точку старта пришлось сместить от восточной оконечности озера Балхаш к мысу Акулен, в северо-восточной части. Пять дней я ехал по льдам в седле велосипеда в одиночестве и преодолел за это время 250 км, хронометрировал с помощью умных часов Huawei GT2, в среднем получилось по 50 км в день. Некоторые дни, когда попадался чистый лёд, удалось проехать чуть больше, в другие, когда лёд покрывал снег, выходило около 40-45 км в день. В целом, не плохая скорость, учитывая тяжелое бездорожье с препятствиями в виде ледовых торос и снега.
V.: Всё прошло по плану, или же случались отклонения?
Ни каких сюрпризов, кроме может быть, того случая, когда я провалился в воду, пересекая ледовый торос. Это случилось утром пятого дня. Накануне ледовый треск, не дал мне выспаться. С первыми лучами солнца, я собрал лагерь и выехал от северной оконечности острова Тасарал, к большой земле, туда примерно 11 км. Была мысль поставить палатку на берегу и поспать часа три перед выходом на маршрут. Путь преградил разрыв льда, обрамлённый торосами. Поскольку я толком не спал, оказался недостаточно сконцентрирован, и неверно оценив ледовую обстановку провалился в воду, примерно по пояс. Больше намокла левая сторона. Велосипед остался на плаву благодаря водонепроницаемым сумкам. Довольно быстро выбрался, даже не пришлось воспользоваться спасательными шильцами. Немного покрутится вокруг велосипеда, и вскоре вытащил его.
Переоделся в сухую одежду. Но почему-то идея переобуться меня не посетила, хотя были с собой тёплые, прочные бивачные тапочки. Так, запихав ногу с сухим носком в мокрый ботинок (промок только левый), поехал дальше в поисках объезда ледовой трещины.
V.: А как ты ночевал? Прямо на льду?!
Да. Конечно, предварительно подготовился, подобрал в Outdoor Center Almaty подходящее снаряжение: зимнюю палатку Ferrino Manasly 2, спальный мешок Ferrino HL revolution 1200 wts рассчитанный на минусовые температуры -13, - 22 C. Использовал два коврика бренда Nature Hike, складной каремат с серебристым, тепловозвращающим покрытием и надувной, толщиной 6 см, термобельё на шерсти мериноса BodyDry merinowool. Протестировал всё необходимое на льду в окрестностях Алматы. А выехав на Балхаш, на ментальном уровне уже полностью был готов к ледовым ночёвкам. Вполне высыпался.
V.: Как ты видишь итоги велозаезда? Всё ли удалось?
По факту пришлось работать с тем, что есть. Из-за аномально тёплой зимы, быстро сошедшего с поверхности озера льда, протяженность ледового велозаезда составила 250 км вместо запланированных 600 км. В то время как в прежние времена ледовый панцирь сковывал Балхаш до апреля, в этом году лёд начал сходить уже в конце февраля. В силу данных обстоятельств у меня остался «недогон», я настраивался на более продолжительную работу. Если отбросить эмоции, экспедиция прошла успешно. Обозначенный ранее в нашей беседе причины, удовлетворены. Balkhash Ice Challenge 2020 – первый соло велозаезд на льду, в Казахстане. На данный момент, 250 км самая продолжительная дистанция по льду, преодолённая гражданином Республики в одиночку. Подробный дневник ледового велозаеда я публиковал у себя в социальной сети Инстаграм @gabchenko_kz. Кому интересно, можно почитать по хэштегу #BalkhashIceChallenge2020 заходите.