Велосипед - всепогодный транспорт для рекорда

Уникальным рекордом завершился ледовый велозаезд Balkhash Ice Challenge 2020.  Основатель Клуба велосипедных приключений (veloclub.kz), путешественник и авторитетный велоэнтузиаст Александр Габченко , вновь удивил казахстанцев, в одиночку проехав по льду замёрзшего озера Балхаш 250 км в седле велосипеда. Редакция velosiped.kz расспросила, как такое возможно и зачем это надо.

V.: Приветствуем Александр. Многодневный велозаезд на велосипеде по льду, - как вообще такое пришло в голову?

- Зимой на велосипеде тоже в удовольствие можно ездить. Но по снегу, сложновато, а вот по льду, накат в самый раз. Так и придумалось. Идея не нова. Впервые посетила меня ещё в 2006 году, но реализовать оказалось не так просто, как видите 14 лет прошло.

Balkhash Ice Challenge 2020, Александр Габченко

V.: Всё же, для такого свершения, одного желания покататься зимой, кажется маловато. Преследовались какие-то цели?

- У меня есть три причины, чтобы проехать лёд озера Балхаш. Во-первых, спортивный интерес - прежде никто из граждан Казахстана не делал этого. Мне всегда интересно открывать новые страницы в истории страны.

Во-вторых, есть гражданский интерес - проект Balkhash Ice Challenge прекрасная демонстрация все сезонности велосипеда, как универсального вида транспорта. Если я смог проехать 250 км по льду, любой человек также сможешь проехать на велосипеде от дома до работы и при этом не провалиться под лёд.

И третья причина, - не устаю доказывать, что путешествовать по своей стране, это увлекательно и круто. Если, кому-то из ваших читателей эта мысль ещё не приходила в голову, сейчас лучший момент наконец осознать это! Зима не повод сидеть дома. Путешествуй в соседний город, соседний район, соседнюю область, открой для себя Казахстан.

Balkhash Ice Challenge 2020, Александр Габченко

V.: Действительно, оригинальный способ демонстрации достоинств велосипеда…

- Я давно понял, что климат не имеет решающего значения в вопросах приспособленности людей к использованию велотранспорта в холодных условиях. Например, в Монреале, куда холоднее, чем в Алматы. Но число горожан, использующих велосипед круглогодично, гораздо выше, чем у нас, и продолжает расти. Всё потому, что решающую роль играет удобство, безопасность и доступность инфраструктуры. Чем больше велоинфраструктуры, чем она лучше, чем она безопаснее, чем более хорошо обслуживается, тем больше людей пользуются велотранспортом. Вот истинный факт, недоступный пока для понимания руководства акимата Алматы, к сожалению.

Balkhash Ice Challenge 2020, Александр Габченко

V.: Но для ледового велозаезда через Балхаш, ты же не просил у властей построить там велодорожку?!

Верно. Поэтому Balkhash Ice Challenge и является уникальным событием, я работал с тем, что дано природой. Но в тоже время, я надеюсь, мой пример, позволит людям оценить истинные возможности человеческого организма и всепогодности велосипеда, как универсального вида транспорта. Не жду, что все казахстанцы, разом пересядут на велосипед следующей зимой. Но тем, кто давно ездит летом, и уже подумывал, не отказываться от велосипеда с наступлением холодов, посылаю чётки сигнал, - пробуйте зимнюю езду. Смог проехать я, сможет любой другой. Не по льду замёрзшего озера, а по чищенному асфальту в родном городе, по маршруту от дома до работы и обратно. Если кому-то нужна была мотивация, - то вот она!

Balkhash Ice Challenge 2020, Александр Габченко

V.: Расскажи подробнее сколько сил и времени потребовалось для организации?

Примерно шестнадцать недель ушло у меня на организацию и подготовку. Но, конечно несколько лет до этого момента, я изучал тему, поскольку идею в голове держал давно.

Могу выделить три наиболее важных момента: первый, тактическая подготовка. Заключается в подборе и апробировании необходимого снаряжения, тренировках по его умелому использованию, выработки определённой тактики поведения в экспедиции. К примеру, прежде, я никогда не ночевал зимой на льду. Такой опыт необходимо приобретать до начала экспедиции, что я и делал. Ещё один навык, езда по чистому льду, это не тоже самое, что езда, по обледенелостям, насту и прочим типам покрытия. Именно тестовые заезды своевременно дали мне понять, что без шипованных шин не справиться.

Второй момент, физическая подготовка. Регулярные тренировки для развития в организме и особо важных мышцах выносливости, силы, силовой выносливости. Для этого я выполнял занятия на велостанке, походы в горы, велозаезды и немного бег по пересечёнке. С планом мне помог беговой товарищ, опытный наставник Геннадий Зеленский.

Третий момент, специальная подготовка. Всё что касается знаний о поведении льда, поведении человека на льду. Анализ архива погоды, состояния льда, наблюдение за текущей ситуацией на Балхаше, изучение карт, разработка линии движения.

Balkhash Ice Challenge 2020, Александр Габченко

V.: Кто-то помогал с организацией этой экспедиции? Поддерживал?

Balkhash Ice Challenge 2020 – достаточно неординарный для нашей республики проект, поэтому я искал поддержки у людей и брендов, которые разделяют мои взгляды на путешествия в жанре аутдор. В итоге экспедиция состоялась в партнёрстве с производителем высокотехнологичных устройств HUAWEI, природной минеральной водой TURAN. Ну и поскольку ледовый велозаед проходил в автономном режиме, питание, экипировку, снаряжение, средства навигации я перевозил на специально сконструированном для тяжёлого бездорожья велосипеде-прототипе казахстанской марки Vino Bike, при помощи специального навесного снаряжения, предоставленного партнёром Kailer из России. Во время экспедиции, также, использовал бивачное и походное снаряжение от экипировочного партнёра Outdoor Center Almaty.

Balkhash Ice Challenge 2020, Александр Габченко

В экспедиции участвовала группа заброски в составе Павла Торышкина и Никиты Мельниченко из Wild Irbis Pro. Вместе мы проехали от Алматы до старта ледового велозаезда, а затем парни следили за мной дистанционно и по возможности снимали видео кадры. Их поддержка также очень важна для меня, поскольку изначально я поставил цель снять видео фильм о Balkhash Ice Challenge 2020 и обойтись для этого одной лишь экшен-камерой, которая была у меня с собой, невозможно.

Balkhash Ice Challenge 2020, Александр Габченко

V.:  Так, удалось ли снять фильм? Как скоро нас ждёт кино премьера?

Всё оказалось не так просто. Вместо планирования одной экспедиции, пришлось думать сразу над двумя, параллельными. Мы наметили контрольные точки и время, где и когда будем встречаться для съёмок материала. И пока я ехал ледовым полотном напрямую, задача парней была, в объезд по земле добраться к следующему пункту встречи. Признаюсь, пару раз промахивались. Я-то не переживал, имея полную автономность жизнеобеспечения, каждую минуту зная, что со мной всё в порядке. А парни поволновались немного. Но в итоге всё сложилось. Сейчас работаем над материалом. Фильму быть, как только карантин закончится. 

Balkhash Ice Challenge 2020, Александр Габченко, Велоприключение, Велорекорд, Велосипед зимой, велосипед и зима

V.:  Как проходил собственно велозаезд? Сколько ты проезжал в седле велосипеда? Какие встречались препятствия?

Ледовый велозаед состоялся в автономном режиме, в формате соло-путешествия. Всё необходимое у меня было с собой. Основные трудности, выявленные в предстартовый период: относительно небольшая толщина льда, вследствие необычно тёплой зимы, разрушающий лёд, западный ветер, снеговые залежи, по таким велосипед плохо едет. Встречные рыбаки сообщали, что лёд на краях озера уже разрушается. Поэтому я спешил начать велозаезд поскорее, точку старта пришлось сместить от восточной оконечности озера Балхаш к мысу Акулен, в северо-восточной части. Пять дней я ехал по льдам в седле велосипеда в одиночестве и преодолел за это время 250 км, хронометрировал с помощью умных часов Huawei GT2, в среднем получилось по 50 км в день.  Некоторые дни, когда попадался чистый лёд, удалось проехать чуть больше, в другие, когда лёд покрывал снег, выходило около 40-45 км в день. В целом, не плохая скорость, учитывая тяжелое бездорожье с препятствиями в виде ледовых торос и снега.   

Balkhash Ice Challenge 2020, Александр Габченко

Balkhash Ice Challenge 2020, Александр Габченко

V.:  Всё прошло по плану, или же случались отклонения?

Ни каких сюрпризов, кроме может быть, того случая, когда я провалился в воду, пересекая ледовый торос. Это случилось утром пятого дня. Накануне ледовый треск, не дал мне выспаться. С первыми лучами солнца, я собрал лагерь и выехал от северной оконечности острова Тасарал, к большой земле, туда примерно 11 км. Была мысль поставить палатку на берегу и поспать часа три перед выходом на маршрут. Путь преградил разрыв льда, обрамлённый торосами. Поскольку я толком не спал, оказался недостаточно сконцентрирован, и неверно оценив ледовую обстановку провалился в воду, примерно по пояс. Больше намокла левая сторона. Велосипед остался на плаву благодаря водонепроницаемым сумкам. Довольно быстро выбрался, даже не пришлось воспользоваться спасательными шильцами. Немного покрутится вокруг велосипеда, и вскоре вытащил его.

Переоделся в сухую одежду. Но почему-то идея переобуться меня не посетила, хотя были с собой тёплые, прочные бивачные тапочки. Так, запихав ногу с сухим носком в мокрый ботинок (промок только левый), поехал дальше в поисках объезда ледовой трещины.

Balkhash Ice Challenge 2020, Александр Габченко

V.:  А как ты ночевал? Прямо на льду?!

Да. Конечно, предварительно подготовился, подобрал в Outdoor Center Almaty подходящее снаряжение: зимнюю палатку Ferrino Manasly 2, спальный мешок Ferrino HL revolution 1200 wts рассчитанный на минусовые температуры -13, - 22 C. Использовал два коврика бренда Nature Hike, складной каремат с серебристым, тепловозвращающим покрытием и надувной, толщиной 6 см, термобельё на шерсти мериноса BodyDry merinowool. Протестировал всё необходимое на льду в окрестностях Алматы. А выехав на Балхаш, на ментальном уровне уже полностью был готов к ледовым ночёвкам. Вполне высыпался.  

Balkhash Ice Challenge 2020, Александр Габченко

Balkhash Ice Challenge 2020, Александр Габченко

 

V.:  Как ты видишь итоги велозаезда? Всё ли удалось?

По факту пришлось работать с тем, что есть. Из-за аномально тёплой зимы, быстро сошедшего с поверхности озера льда, протяженность ледового велозаезда составила 250 км вместо запланированных 600 км. В то время как в прежние времена ледовый панцирь сковывал Балхаш до апреля, в этом году лёд начал сходить уже в конце февраля. В силу данных обстоятельств у меня остался «недогон», я настраивался на более продолжительную работу. Если отбросить эмоции, экспедиция прошла успешно. Обозначенный ранее в нашей беседе причины, удовлетворены.  Balkhash Ice Challenge 2020 – первый соло велозаезд на льду, в Казахстане. На данный момент, 250 км самая продолжительная дистанция по льду, преодолённая гражданином Республики в одиночку. Подробный дневник ледового велозаеда я публиковал у себя в социальной сети Инстаграм @gabchenko_kz. Кому интересно, можно почитать по хэштегу #BalkhashIceChallenge2020 заходите.

Balkhash Ice Challenge 2020, Александр Габченко

Balkhash Ice Challenge 2020, Александр Габченко

Balkhash Ice Challenge 2020, Александр Габченко

Balkhash Ice Challenge 2020, Александр Габченко

Balkhash Ice Challenge 2020, Александр Габченко

 

4410 2020-04-06