VI Международный зимний Вело-конгресс

Казахстан на VI Международном зимнем Вело-конгрессе

8 – 12 февраля в Москве проходил VI Международный зимний Вело-конгресс. Казахстан на этом  крупнейшем веломероприятии представлял с докладом алматинский велоэнтузиаст, основатель Клуба вело приключений – Александр Габченко.

Интервью с велоэнтузиастом Александром Габченко

Велосипед.кз: Саша, ты уже не первый год ездишь в Москву на Вело-конгресс. Чему был посвящен этот велоконгресс 2018?

Александр Габченко: С 8 по 11 февраля в Москве проходил VI Международный зимний Вело-конгресс. Это мероприятие впервые проходило в Москве и оно впервые состоялось восточнее Балтийского моря. До этого момента Зимний Вело-конгресс принимали города Канады, Финляндии, США, Голландии. За шесть лет статус мероприятия очень вырос. Это очень уважаемое мероприятие мирового масштаба. Ну, в основном, конечно, для стран с холодным климатом. В нём участвовали мэры крупнейших городов Парижа, Лондона, Монреаля и администрации разных городов. В этом году мероприятие открывали Министр транспорта Российской Федерации - Николай Асаул и депутат Европарламента от Германии - Михаэль Крамер.

Прежде в таком мероприятии мне участвовать не доводилось. До этого я бывал на Московском Вело-конгрессе, но это было событие другого порядка. Хочется упомянуть о том, что я участвовал в Зимнем Вело-конгрессе, благодаря поддержке сообщества VeloFreinds.kz и компании Раимбек.

Международный зимний Вело-конгресс организуется и проводится организацией Winter Cycling Federation, учредителями которой являются велосипедные объединения Канады и Финляндии. В этом году на мероприятии присутствовало порядка 700 участников, в том числе 100 с лишним спикеров, из более чем 25 стран мира. Я стал единственным участником из Казахстана и выступал, как спикер.

Велосипед.кз: Какие принципиально новые вопросы в развитии городского велосипедизма поднимались на этом конгрессе?

Александр Габченко: Основные темы минувшего Международного зимнего Вело-конгресса – это вопросы использования велотранспорта в городах с холодным климатом. Экономические аспекты развития велокультуры, вопросы усовершенствования нормативно-правовой базы, вопросы туристического потенциала регионов за счёт развития и поддержания велоинфраструктуры, и были такие сессии, как роль бизнеса в популяризации велотранспорта и ещё некоторые другие темы.

Специальная сессия на конгрессе была посвящена тому, как лучше очищать велодорожки зимой – это традиционная тема для дискуссии на зимних велоконгрессах. Потому что в разных странах с холодным климатом, существует разный подход, но интересно, что во многих странах это научный подход. Есть специальные научно-исследовательские заведения, институты, которые занимаются изучением этого вопроса, проводят различные тесты и научные исследования. Такой институт есть в Норвегии, такая организация есть в Швеции, в Канаде.

Велосипед.кз:  В прошлом году ты говорил о том, что в Казахстане можно применить те решения, которые озвучивались на конгрессе?

Александр Габченко: На Международном зимнем Вело-конгрессе я понял, что даже при наличии некоторой локальной специфики, города с холодными снежными зимами имеют примерно одинаковый набор проблем. По большому счёту, климат не имеет решающего значения в вопросах приспособленности городов к использованию велотранспорта зимой. Например, в Монреале, куда холоднее, чем в Алматы. Но число горожан использующих велосипед круглогодично, гораздо больше, чем в Алматы. И регулярно растет. Всё потому, что решающую роль играет удобство, безопасность и доступность инфраструктуры. Чем больше велоинфраструктуры, чем она лучше, чем она безопаснее, чем более хорошо она обслуживается, тем больше людей пользуются велотранспортом. Это факт.

Велосипед.кз:  Как местные власти могут влиять на популярность велотранспорта?

Александр Габченко: Что касается участия местных властей, то их роль здесь напрямую влияет на качество жизни людей. Понятно, что вопрос очистки, качественного обслуживания велоинфраструктуры зимой – особенно важный. Недаром, как я уже говорил, на зимнем Вело-конгрессе целая сессия этому посвящена и существуют разные подходы.

В целом для крупных городов основной момент таков, что велосипед удобно использовать зимой, если твой маршрут от дома до работы составляет порядка семи километров. 7 километров – это не далеко, не холодно, безопасно. Также велосипед , - это «транспорт последней мили», когда вы  доезжаете на велосипеде от дома до метро или от метро до работы. В этом качестве очень хорошо в алматинский пейзаж вписалась Система автоматизированного велопроката Almaty Bike.

Александр Габченко

Второй момент, что очень хорошо в этом году у нас убирались велодорожки, которые внедрили буквально осенью. То есть если сравнивать качество уборки велодорожек в городе Алматы прошлой зимой и нынешней зимой, то этой зимой качество уборки многократно возросло. У нас осенью и общий километраж велодорожек увеличился, и появилась, наконец-таки, настоящая транспортная веломагистраль «Орбита-Зеленый базар», соединяющая спальные районы с историческим центром города. Всю зиму её очень хорошо обслуживали, это даже пешеходы оценили, потому что тротуары чистят плохо, а велодорожки отлично. И люди стали ходить по велодорожкам, потому что это гораздо безопаснее, там не поскользнёшься, не упадешь. Это тоже своеобразная оценка качества уборки велодорожек. Нынешней зимой их убирали намного лучше, чем тротуары или проезжую часть.

Велосипед.кз: Наверное, ты первый казахстанец выступавший с докладом на VI Международном зимнем Велоконгрессе. Расскажи немного подробнее о теме, которую ты представил.

Александр Габченко: Действительно, я оказался единственным казахстанцем, выступившим с докладом на VI Международном зимнем Вело-конгрессе. Я рассказывал о популяризации городского велотранспорта через велотуризм. Опирался на опыт Клуба велосипедных приключений, действующий в Алматы. Основная мысль такова, что благодаря велопутешествиям и походам выходного дня люди осваивают велосипед, свыкаются с ним морально и психологически, приобретают навыки управления. После этого, имея определенный положительный опыт и эмоциональный заряд, получив уверенность в своих навыках езды на велосипеде, они этот опыт применяют на городских улицах, начинают ездить по делам, на работу. Такую тенденцию я заметил за годы работы Клуба велосипедных приключений. Взял на заметку, изучил и подготовил речь. Поделился нашим ноу-хау, и, надеюсь опыт будет интересен и для других городов, где культура городского велотранспорта не достаточно развита, но есть люди, готовые ездить на велосипеде в целях отдыха и рекреации.

Велосипед.кз: Ты ездишь на велосипеде круглый год. Хоть зима уже и позади, хочется узнать с какими плюсами и минусами ты столкнулся в эту зиму?

Александр Габченко: Стоит уточнить, касаются эти плюсы и минусы конкретного человека, города или государства в целом. Если мы рассматриваем с точки зрения эгоистичной, с точки зрения конкретного человека, то плюсы от поездок на велосипеде очевидны. На первом месте, конечно же, это быстрота, удобство и низкая стоимость поездок на велосипеде. Передвижение на велосипеде не стоит вам ничего, плюс к этому вам ещё добавляется здоровье, хороший мышечный тонус, приподнятое настроение. Велосипед делает вашу жизнь и дорогу на работу интереснее.  Часто именно такие причины, популярны у людей при использовании велостранспорта.

Я опираюсь на социологические исследования, проводившиеся в разных городах Европы и Северной Америки. У нас, к сожалению, пока не встречал подобных исследований. А почему так происходит?! Потому что люди в своей массе, независимо от того живут они в Алматы или в Копенгагене, они эгоистичны. В первую очередь они смотрят на личную выгоду, на свой кошелёк, на свое личное отношение к здоровью, и только в десятую очередь они смотрят на глобальные заботы об экологии.

Касательно плюсов велотранспорта, надо упомянуть и использование «транспорта последней мили». Удобство велосипеда в том, что его можно комбинировать с другими транспортными средствами, автобусом, троллейбусом, метро. Например, от дома до метро вы едете на велосипеде, дальше вы везёте велосипед с собой в метро, и от метро до работы, тоже едете на велосипеде. Возможен вариант, когда вы используете Систему городского автоматизированного велопроката. Едете на прокатном велике до метро, потом на метро и от станции метро едете ещё куда-нибудь. Я сам так частенько делаю, например, когда идёт дождь. Плюсы очевидны: не стоите в пробке, экономите много времени, и при этом остаётесь бодрым и здоровым.

Велосипед.кз : За год в Алматы появились велошеринги Almaty bike и Ofo, новые велодорожки и новые правила, багажники для велосипедов на городском транспорте. Ты много писал и говорил о том, что всё протестировал на себе. Ещё раз прошу ответить на этот вопрос для тех, кто пропустил информацию, насколько удобными или неудобными для велосипедистов оказались эти нововведения?

Александр Габченко: Я бы не сказал, за год. Система автоматизированного проката Almaty Bike, запущена у нас, причем повторно, в сентябре 2016 года. По факту она работает в Алматы уже полтора года. За это время количество станций достигло двух сотен, количество велосипедов в прокате около 2000, и количество абонентов ожидается около 10 000 пользователей. Полагаю, в ближайшей перспективе Almaty Bike достигнет такого количества абонентов. И наверное, затем они на время приостановят прием пользователей, поскольку у системы есть норматив нагрузки – 5 человек на 1 велосипед. Придётся немного подождать, пока Almaty Bike сможет увеличить свои проездные мощности.

Что касается китайской системы облачного велопроката Ofo, она официально ещё не запущена. Старт ожидается в середине марта 2018 года. В октябре прошлого года у них был тестовый период, когда студентам нескольких ВУЗов предложили бесплатно воспользоваться велопрокатом. Ofo завезли велосипеды в студенческие городки НарХоза, КазГНУ, Политеха, студенты ими пользовались. Следом, начали пользоваться не только студенты, но и все, кому эта тема интересна. Поскольку тестовый период был бесплатный, велосипеды стали удерживать незаконно, запирать во дворах, в подвалах, чтобы никто другой не ездил. Но это нелегально. Известны также факты краж велосипедов. Но, как только система станет платной, такое обращение с велосипедами станет невозможным, потому что будут «капать» деньги за это время.

Ожидается, что изначально Ofo поставит в Алматы 15 000 велосипедов, и в перспективе доведёт это количество до 150 000 велосипедов. Пока это предварительные данные. Так же велосипеды Ofo не очень хорошо зарекомендовали себя с конструктивной точки зрения, потому что они жесткие, и у них очень маленькая рама. Рост среднестатистического алматинца больше, чем рост китайца, потому велосипеды не очень удобны в использовании, они слишком короткие и маленькие. Вроде как обещали делать модели размерами больше, добавить скоростей туда, потому что сейчас там только одна скорость. Но это лишь обещания, когда состоится официальный запуск Ofo, тогда мы и увидим, что нам предложат.

Что касается новых велодорожек, то действительно осенью 2017-го года сдали первую настоящую транспортную веломагистраль «Орбита-Зеленый Базар», и известно, что сеть будет развиваться дальше. На этот год велоинфраструктура запланирована по улицам Жарокова, Байтурсынова, Жибек-жолы и в новых спальных районах. Можно только поприветствовать эти начинания, конечно, иногда хотелось бы как-то повлиять и где-то улучшить. Сейчас у нас велоинфраструктура есть, мы этому очень рады, но её качество не всегда соответствует современным реалиям, необходимым критериям безопасности и удобства для пользования велосипедистов, поэтому хотелось бы улучшения той инфораструктуры, которая сейчас уже имеется.

Касательно перевозки велосипедов на специальных багажниках, установленных на автобусах общественного транспорта, в Алматы два таких маршрута №29 и №45. 20 автобусов оборудованы устройствами. Багажники появились благодаря активности банка Home Credit, это их инициатива, они её придумали, пролоббировали и реализовали за свой счёт. Сейчас эти велобагажники в порядке, они работают, но бывают ситуации, когда водители саботируют возможность перевозки. Предлагают пассажирам перевозить велосипед в салоне за 200 тенге или просто отказывают. Вероятно, проблема в том, что водители недостаточно мотивированы оказывать пассажирам такой сервис. Здесь немножко не хватает порядка, но в техническом плане, вполне удачные устройства, пригодные для перевозки велосипедов. Конечно, я приветствую факт их появления. Хотелось бы, чтобы маршрутная сеть автобусов с багажниками тоже росла и развивалась. Чтобы такие велобагажники появились на маршрутах, которые соединяют спальные районы города с центром, чтобы велосипедом удобно было пользоваться, как «транспортом последней мили».

Велосипед.кз: У многих алматинцев присутствует страх передвижения по городу, из-за частично развитой инфраструктуры, а также по причине небезопасности. 

Александр Габченко: Каждый человек индивидуален, и у каждого свои критерии безопасности того или иного вида транспорта. С точки зрения скоростного лимита, очевидно, что велосипед куда более безопасный транспорт, чем автомобиль. В автомобильных авариях Казахстан ежегодно теряет до 30 000 человек, а в велосипедных авариях Казахстан людей не теряет. Люди, использующие велосипед, практически не умирают во время аварий на велосипеде, если такие случае и есть, они единичны, и скорее всего они связаны с тем, что автомобиль столкнулся с велосипедом. В целом нет статистики о том, что люди гибнут в велосипедных авариях, в то время как статистика гибели в автомобильных авариях невероятно высока. По показателю смертности на дорогах Казахстане занимаем первые строчки в мировой статистике.

Второй момент, как эти страхи можно развеять, кроме того, что трезвым умом и здравой логикой, и сравнением цифр. Очевидно, что людям просто не хватает навыков в использовании велосипеда. Одним из инструментов преодоления этого дефицита является Клуб велосипедных приключений. Как я уже сказал, мы знакомим людей с навыкам управления велосипедов на природе, в удалении от автомобильного трафика. Они получают позитивный опыт, и в последующем применяют его в городских поездках.

Велосипед.кз: Что можно посоветовать тем, кто готов сесть на велосипед уже этой весной? С каких велосипедов начинать?

Александр Габченко:  Честно говоря, для поездки по городу пригоден любой велосипед. Это и есть главное достоинство велосипеда, в этом его главный плюс. Что касается личных предпочтений, то тут надо смотреть, как именно человек хочет передвигаться в городе, как много он думает ездить, будет ли совмещать поездки по городу с выездами за город. Таких критериев может быть очень много. Хочет ли он участвовать в соревнованиях на велосипеде? Что за соревнования, на пересеченной местности или на шоссе? Исходя из этого, нужно подбирать конкретную модель велосипеда.

Средняя цена нового велосипеда у нас в городе в районе 500 долларов. Дешевые велосипеды как правило худшего качества.  Хотя, есть исключения, например, в Алматы продают подержанные городские велосипеды из Японии, с заниженной рамой. Они очень удобные для передвижения по городу, причем качество велосипедов очень хорошее, рамы и компоненты очень надежные, и их цена в районе 100 долларов. Это отличный вариант для использования в городе.

Хороший вариант также, использование Системы автоматизированного велопроката, вы платите абонентскую плату всего 10 000 тенге в год. Важно только внимательно изучить условия эксплуатации. Если вы ездите от точки до точки менее чем за полчаса, то получается использовать велосипед бесплатно. Это отличный вариант.

Ну, а если вы хотите в большей степени стать велосипедистом, ездить куда-то за город, тут важно подбирать конкретную модель. Тут общего совета для всех не дашь, потому что нужно знать больше конкретных критериев, кому и что нужно.

Александр Габченко

Могу лишь совершенно однозначно посоветовать делать выбор в пользу использования велосипеда как транспорта, особенно в теплое время года, потому что велосипед гораздо экономнее автомобиля. Вы не тратите так много денег на его содержание, обслуживание и бензин. Вы не тратите время на простой в пробках, вы быстро проезжаете из точки в точку, плюс получаете заряд бодрости, хорошего настроения. Это очевидно.

4663 2018-03-14