Вредный термин "велосезон"

Вредный термин "велосезон", - интервью с велоэнтузиастом Александром Габченко.

С приходом весны велосипедисты активизируются, но есть и те, кто не расстаётся с велосипедом круглый год. И кажется, таких всё больше. Желая узнать, какие тенденции наметились в казахстанском велосообществе, редакция velosiped.kz побеседовала с авторитетным алматинским вело энтузиастом, основателем Клуба вело приключений, Александром Габченко.

Александр Габченко

V.: Привет Александр. Зима сдаёт свои права, и на этом основании хотелось бы подвести итоги зимнего вело сезона 2016-2017. Как алматинские велосипедисты его пережили?  

- Эту зиму мы прожили просто прекрасно. Не говоря, о катающихся по снегу на выходных, я вижу, что количество алматинцев, использующих велосипед в качестве транспорта зимой, растёт! И это происходит, отнюдь не благодаря усилиям акимата в развитии вело инфраструктуры, фактически нет таковых, только декларация. Существующие велодорожки, например, по ул. Тимирязева, обслуживались не качественно, без учета потребностей велосипедистов и пешеходов. Даже сейчас в марте, из-за не прибранных отвалов снега, от проектной ширины велодорожки осталось едва ли больше половины. На такой узкой полосе разъехаться, двум встречным велосипедистам сложно и потому травмо опасно. Также и с пешеходами, не обеспечили им доступа от остановки к пешеходной зоне, в результате, люди вынуждено ходят по велодорожке, рискуя быть сбитыми летящими велосипедами. Аналогичные замечания в течении зимы возникали к работе акимата и по поводу обочин проезжей части.

V.: Ну, если не вопреки, то благодаря чему на ваш взгляд произошел рост зимних велопоездок в Алматы?  

- Положительную роль в увеличении приверженцев зимнего вело транспорта сыграло появление системы автоматизированного велопроката Almaty-Bike. Из-за Зимней Универсиады, минувшей зимой, они не останавливали свою систему на консервацию. Прокат работал, и я часто видел, как горожане им с удовольствием пользовались. Надеюсь, к этому опыту присмотрятся повнимательней и следующей зимой прокат также будет работать.

велосезон

Не менее важную роль в популяризации зимнего вело трафика я отвожу регулярной акции Coffee & Bike to Work проводимой алматинскими вело активистами.   

Эти традиционные, утренние встречи велосипедистов для продвижения культуры городского вело транспорта в течении зимы привлекли к поездкам "дом-работа" новых велосипедистов. Сам я, бывая на кофепитиях эпизодически, познакомился с массой новых людей, рассказывавших, что их поездки зимой начались именно с этих встреч.  

Ну и как контрольный замер этой активности, можно рассматривать Международный день "На работу на велосипеде зимой" организованный той же группой велоэнтузиастов, состоявшийся 10 февраля. Уже третий год подряд Казахстан принимает участие в этой интернациональной акции. Алматы в этом феврале (как и в 2016), вошёл в первую двадцатку, среди участвовавших городов мира и попал на виртуальную "доску почета" на сайте winterbiketoworkday.org. А что гораздо важнее на мой взгляд, помимо Алматы к акции присоединились Талдыкорган, Шымкент, Караганда, Кызылорда и Астана. Итого велосипедисты в шести городах Казахстана поехали 10 февраля на работу на велосипеде, ломая стереотип, о том, что зимой не велосипеде передвигаться нельзя.

Конечно, среди моих знакомых, многие и без всяких акций, передвигаются на велосипеде на работу и по делам круглый год. Но тут стоит заметить, что благодаря таким событиям как International Winter Bike to Work Day или Coffee & Bike to Work к ним присоединяются всё новые и новые сторонники вело транспорта. Люди, которые, может быть давно хотели, но стеснялись, либо сомневались в своих силах, не догадывались как удобно одеться или организовать свой маршрут до работы.

V.: Какие перспективы проглядываются на весну и лето?  

- Я не скажу за всех велоактивистов Алматы, но на мой взгляд, инициатива Coffee & Bike to Work должна продолжаться и весной и летом и осенью. Её надо всячески популяризировать и экспортивать в другие города республики. Кроме того, существует ещё и летний Интернациональный день "На работу на велосипеде" и мне кажется, было бы уместно казахстанским велоэнтузиастам присоединиться к его проведению.

Что касается меня лично, как велоэнтузиаст читаю лекции о развитии велотрафика, участвую в различных мастер-классах, семинарах. Помимо этого, в рамках Клуба велосипедных приключений нашей командой реализуется проект Ride For Kids в котором мы знакомим детей с азами езды на велосипеде по пересечённой местности, а также разработан и сдан в эксплуатацию первый в Алматы маршрут велосипедной экскурсии по историческим и малопосещаемым достопримечательностям города Алматы

велоэкскурсия

V.: С кофейными встречами уже понятно. Давайте немного подробнее о проектах "Клуба вело приключений".

- Ride for Kids специальный проект для начинающих велосипедистов в возрасте от четырёх лет. Здесь мы даем детям возможность в компании сверстников и под присмотром родителей почувствовать вкус велосипедных поездок на природе в дали от города.

Суть идеи - дать людям возможность совместных поездок детей с родителями. Ведь сейчас родители, либо ездят за город сами, либо катаются с детьми в городе, что тоже не супер, в условиях грязного воздуха и дефицита удобных и безопасных мест для совместных прогулок на велосипеде. Таким образов, проектом Ride for Kids  "Клуб вело приключений" вносит свою лепту в дело развития массовой вело культуры в Казахстане.

V.: А что интересного расскажете о вашей вело экскурсии?

- Это обзорная велосипедная экскурсия, рассчитанная преимущественно конечно для гостей города, но процессе тестирования оказалось, что и алматинцам она весьма интересна. Прошлой осенью проехал по этому маршруту с велоэнтузиастами из стран Западной Европы, они тоже были в восторге.

велоприключения

В экскурсии круговой веломаршрут на 9 км, охватывающий временной срез от 60-х годов XIX века до 90-х годов XX века. В пути встречаются 22 объекта исторических, культурных и архитектурных достопримечательностей Верного, Алма-Аты, Алматы.

V.: Какие планы у "Клуба вело приключений" на тёплые месяцы?

Мы запланировали несколько супер увлекательных вело приключений. Если по порядку, то в июне поедем в горы Кунгей-Алатоо с киргизской стороны, чтобы преодолеть в седле велосипеда высокогорный перевал Кок-Айрык высотой почти 4000 метров над уровнем моря. Этот заезд называется Tour de Chon Kemin потому, что большую часть времени после преодоления перевала мы будем ехать по долине реки Чон-Кемин разделяющий Кунгей и Заилийский Алатау. Это очень живописные, дикие места, но при этом с грунтовой дорогой.

На июль у нас в графике посещение невероятно красивого, высокогорно озера Сонкёль, это будет шестидневное велоприключение в Киргизии, а следом отправляемся в Таджикистан для путешествия по самой высокогорной дороге Советского Союза – Памирскому тракту. Pamir Grand Tour – безусловно экстра увлекательное велоприключение, которым можно будет гордиться и рассказывать внукам...

В августе нас ждёт не менее эпическое прохождение хребта Терскей Алатоо в южном прииссыккулье. Это будет по-настоящему дикое приключение, потому мы его так и назвали – Terskey Wild Adventure.

V.: Звучит впечатляюще. А когда вы заканчиваете велосезон?

- Никогда. Я вообще не люблю этот термин "велосезон", он противоестественный и вводит общественность в заблуждение. Например, по осени мы с клубом едем на Иссык-Куль и в Крым. В прошлом году в октябре мы выезжали в Джунгарский Алатау на преодоление "Линии Борохудзир".

Зимой мы можем ездить в вело путешествия по тёплым странам, да и в нашем климате, я пользуюсь велосипедом круглый год. Вот поэтому я считаю "велосезон" вредным термином.

V.: Что ж ваша позиция ясна. Спасибо за содержательную беседу.

6832 2017-03-12