Адиль Каукенов: Велосипед не развлечение

 

 

Интервью с Адилем Каукеновым. Часть 1.

 

 

Астана, велосипед

 

 Дорогие друзья! Мы решили начать серию интервью с представителями велосипедного сообщества нашей страны. Со всеми, кто так или иначе причастен к нашему увлечению или помогает его продвижению. В этой рубрике мы хотели бы собрать различные точки зрения на развитие велодвижения, услышать полезные советы от профессионалов и мастеров, узнать о работе велосипедной инфраструктуры в других странах и просто поговорить с интересными людьми.

Сегодня мы представляем вам первую часть интервью с Адилем Каукеновым, руководителем «China Center», известным политологом и востоковедом, одним из ведущих экспертов по Китаю в нашей стране.

Здраствуйте, Адиль Серикович! Вы как синолог, хорошо знакомы с различными аспектами жизни в Китае, который известен как велосипедная страна. Расскажите, как там всё устроено и как регулируется? Как лично Вы пришли к велосипеду?

   С велосипедом я, собственно, познакомился в Китае, когда учился там, еще на бакалавриате. В целом, конечно же это был очень интересный опыт, и именно там я увидел, что в отличие от казахстанского восприятия, велосипед является полноценным видом транспорта, который может быть серьезной альтернативой автомобильному. На тот момент, мне как студенту, было важно получить альтернативу для автобуса, так как он в основном забит по утрам, а до университета надо добраться.  Ну или в принципе если надо попасть в какую-то точку: магазин, почта. Что бы было возможно туда доехать с минимумом затраченных средств и сил, с комфортом и удовольствием. В этом смысле я хотел подчеркнуть, что, когда я катаюсь на велосипеде я рассуждаю именно как городской житель, пользующийся велосипедом именно как транспортом. Ни в коем случае не как спортсмен, олимпиец, шоссейник.

Я почему это говорю, потому что есть в Казахстане два стереотипа, которые отличают нас от Китая. Первый стереотип что велосипед это забава, время для проведения досуга, а еще чаще что это детская забава, то есть, тем чем люди занимаются в детстве а во взрослой жизни это уже не совсем правильно, либо удел какой небольшой части населения, для кого это экстравагантное хобби… Можно до сих пор услышать: «Катайтесь где ни будь вон там…» 

На другой чаше весов спортивная точка зрения, людей которые занимаются спортом, либо же хотели бы видеть езду на велосипеде как спортивную, и у них первый вопрос или мысль - а какую скорость он развивает, как там можно разогнаться? Но в условиях города, абсолютно неважно и ненужно понимать, насколько велосипед может быстро разогнаться. Это из той же серии насколько быстро может разогнаться современный автомобиль на улице. Ну наверное до ста восьмидесяти, даже до двух ста километров в час. Но чем это чревато, чревато высоким риском для жизни. То же самое на велосипеде, то есть излишняя скорость, попытки ездить на улицах города так как на спортивном велотреке грозят большими проблемами как для ездока, так и для людей, которые имеют несчастье оказаться на его пути. Особенно если этот ездок еще новичок и не понимает, чем это всё чревато.

И вот, в самом Китае велосипед является очень традиционным транспортом уже многие десятилетия, поэтому обладает там этот вид транспорта развитой инфраструктурой, обязательно это велодорожки, почти повсеместно они развиты. Велодорожки, что характерно отделены от проезжей части достаточно высоким забором и что важно, они отделены от пешеходной части. Соответственно и пешеходу очевидно, что нельзя ступать на велодорожку, потому что это чётко выделенная зона, на которой тебя могут сбить и причинить непоправимый ущерб здоровью. И с другой стороны, автомобиль не может заехать на велодорожку, потому что она отгорожена забором и при этом она достаточно узкая, чтобы автомобиль, даже если он туда заехал, не мог потом по ней двигаться.

велодорожка, Китай

Ну и самое главное. И водители, и пешеходы в Китае, прекрасно знают о существовании такого вида транспорта как велосипед, соответственно и пешеходы, и автомобилисты помнят, что надо быть осторожными, может внезапно выехать велосипед. Например, если ты переходишь улицу ты должен посмотреть не только на наличие автомобиля, который несётся тебе наперерез, но и на наличие велосипедиста, потому что он точно так же может тебя сбить и это ничем хорошим не закончиться. Автомобилист, совершая маневр или открывая дверь в сторону велосипедной дорожки, тоже помнит о том, что там может проехать кто-то и снести просто эту дверь.

Вот это вот ощущение того, что велосипед транспорт, я как раз-таки получил именно в Пекине и привёз его с собой уже в Казахстан, в Астану.

А что побудило сесть на велосипед в Астане? Это ведь не очень приспособленный для этого город, ну по крайней мере был раньше.

Был перерыв, долгий этап чистого автомобилиста, и потом уже после моего переезда в Астану, я решил заново для себя открыть велосипед. Это было связано с несколькими причинами, во первых это только-только переезд, обустройство, узнавание для себя нового города. Ну и самое главное, до рабочего места было не то что бы близко, но не так уж и далеко. И с другой стороны место проживания и место работы разделяла река. Жил я на правом берегу, а работа находилась не левом берегу. Соответственно на мосту скапливались всё время крупные заторы. Поэтому я для себя сделал выбор, решил попробовать вспомнить китайский опыт и провести лето на велосипеде. Ну и честно сказать это был хороший опыт, потому что в Астане, особенно на тот момент, это был 2009 или 2010-ый год, было не так много людей. Соответственно можно было двигаться по тротуару, не причиняя никому неудобств, получая большое удовольствие от езды, особенно в летний сезон. Единственное конечно,  лето очень быстро заканчивается и наступают эти холодные ветры, пронзительные ледяные дожди, что требует ношения с собой одежды, даже если например вы утром выехали и было жарко, то вечером может пройти дождь. Поэтому необходимо с собой возить одежду, вещи, должно быть место где потом можно переодеться, еще лучше если есть возможность принять душ. Все вот эти бытовые мелочи на самом деле и складывают плюсы и минусы от использования велосипеда именно как вида чистого транспорта.

Астана, велосипед

 

Какой велик был в Астане?

Вообще интересно, что когда я останавливался, или люди видели что я на велосипеде, это всегда вызывало интерес, по первому времени это было экзотика, и люди часто спрашивали что это за велосипед, спрашивали цену и не всегда понимали что хороший велосипед стоит нормальных денег. Мой велосипед, который я там приобрел, это был велосипед компании «Merida», достаточно большой, с 20-ти дюймовой рамой, довольно тяжелый. С большим удовольствием я езжу на нем до сих пор, и может быть люди, которые используют велосипед для экстремальных видов спорта, не поймут, как можно много лет ездить на одном велосипеде. На самом деле, если вы его используете именно как транспорт, то срок его жизни очень большой, необходимо просто периодически менять какие то детали, проводить техобслуживание и это может быть ну очень большой срок.

А в Китае? Какой был велик в Китае?

Я не помню…

Ну то есть какой ценовой категории…

Самый дешевый естественно. Я поясню для читателей что я-то учился в Китае довольно-таки давно, в бакалавриате. И на тот момент как студент не мог себе позволить дорогой велосипед, ну и тогда в студенческой среде было принято покупать подержанный велосипед, желательно самый дешевый, что бы не жалко было его потерять или оставить.

Жалобы были в техническом плане?

Он ломался всё время, он был старый и дешевый.

Какие то навыки появились самому ремонтировать?

Нет, в Китае очень сильно развита инфраструктура по ремонту. Нет никакого смысла сидеть и пытаться разобраться что конкретно сейчас сломалось или что конкретно нужно настраивать, если на каждом углу есть ремонт.

То есть остановился, сдал велик в ремонт, за 15 минут его сделали…

Да. Нет никакого смысла погружаться самому в основы велосипедостроения. И потом, время деньги. Не каждый автомобилист готов разбираться в строении двигателя. С учетом того, что как правило магазинчики по продаже велосипедов они же и являются мастерскими, привыкли при таком потоке огромном велосипедистов, которые просто торопятся, им некогда разбираться, он не может потратить час-два, пока поймет какая конкретно резинка стёрлась, мараться… Когда ты можешь за очень небольшие деньги и очень быстро решить свой вопрос у профессионала. Тем более что как правило поломки недорогих велосипедов требуют замены чего то, в любом случае даже если ты понимаешь что случилось, редко у человека есть эти запчасти на руках, он должен всё равно поехать в магазин.

Ок, какой стала Астана потом? Из неразвитого…

Ну она и осталась неразвитой, на самом деле. Другое дело что улучшилась велосипедная инфраструктура, намного улучшилась чем было, изменилось восприятие велосипедистов, появилось много велосипедистов, но я не скажу что Астана стала велосипедным городом.

А тенденция…

Тенденция есть

Но в целом тренд есть?

Нет тренда, есть мода на велосипеды, но не более того. Это связано с коротким велосипедным сезоном, большим количеством приезжего населения, которое неспособно пока еще воспринимать велосипед именно как вид транспорта, это раз. Во-вторых, я еще раз скажу, использовать велосипед как вид транспорта, в отличие от самоката, довольно трудно. Там есть много ограничений. Просто энтузиасты от велодвижения иногда лукавят. Здесь должна быть, на мой взгляд, какая-то объективность. При том что сам я являюсь велофанатом, я люблю и езжу, и практикую велотранспорт. Тем не менее нужно признать, что этот вид транспорта не для всех. Почему, потому что у нас текущая мода на велодвижение создает некий велосипедный радикализм. «А давайте выжмем автомобили с улиц города». Это просто невозможно. Не сможет молодая мать с новорожденным ребенком и с еще двумя детьми, всех их погрузив на раму, доехать вверх до Медео. Это просто надо признать. Таких нюансов очень много, поэтому если понять, что это определенный нишевый транспорт, у которого есть большой потенциал, но это не для всех, а для определенной категории населения. Но, это население довольно активно, платежеспособно, оно тоже часть города. И если, я больше скажу, когда эта часть населения реализует себя, как велосипедисты, как использующие велотранспорт, они продлят его жизнь. В чём, для текущего казахстанского пенсионера велосипедный транспорт просто неприемлем, для подавляющего большинства, то со временем это измениться. В Китае вы часто можете увидеть очень пожилых людей на велосипеде. Потому что, привыкнув его использовать не как спортивный снаряд, имея алгоритм, привычку мышц, люди даже в пожилом возрасте спокойно садятся на него и куда-то едут. Другое дело конечно, что большинство городов не являются горными городами, и нет уклона, ведь когда вы едете по прямой, это гораздо проще.

Продолжение следует…

 

194 2020-01-10

Подписаться на рассылку