Как подготовиться к зиме на велосипеде

История с карантином, увы, затянулась в сезон ОРВИ и гриппа, а также в ситуации со всё ещё озвученной пандемией, не очень хочется заходить в общественный транспорт, но ведь передвигаться по городу как-то нужно. Такси зимой – удобно, но дороговато, а  велосипед зимой – здорово, и экстремально? Так ли это, мы поинтересовались у известного алматинского велоэнтузиаста – Александра Габченко, который уже не первую зиму свободно ездить по городу на велосипеде.

Velosiped.kz: Саша, ты уже давно и совершенно свободно ездишь на велосипеде зимой, думаю этой зимой многие задумаются о том, чтобы последовать твоему примеру. В связи с этим хочется спросить о твоем первом опыте зимних поездок, как давно ты впервые стал ездить зимой на велосипеде?

Александр Габченко: впервые я стал ездить на работу и по делам используя велосипед, как транспорт в зимнее время в 2013 году. До этого мне в принципе были знакомы поездки на велосипеде зимой, но только в целях отдыха и развлечения.

Александр Габченко

Velosiped.kz: сложно ли было решиться и готовился ли ты специально?

Александр Габченко: первую свою зиму я, конечно, немножко не понимал, что меня ждет, потому экипировался для поездок в таком outdoor-стиле, использовал много горных вещей в одежде и в снаряжении, и, в принципе, было сухо, комфортно, эффективно. Но очень скоро через 1,5-2 месяца стал потихоньку отходить в сторону городской одежды, этот процесс был достаточно плавный без резких ситуаций - мне стало лень приезжать на работу и переодеваться из ездовой одежды в деловую офисную. Я решил попробовать ездить в той одежде, в которой мне удобно ходить на работе.

Velosiped.kz: нужен ли для зимних велопоездок какой-то специальный велосипед? Или есть какие-то особенности управления велосипедом в зимних условиях?

Александр Габченко: для зимних велопоездок не нужен специальный велосипед. Это я понял буквально сразу, у меня был на тот момент горный велосипед хардтейл, и я использовал его для этих поездок, и он сразу показал свою эффективность.

Так же у меня был непродолжительный эксперимент с шипованными шинами. Шипованные шины – это резина, которая имеет на покрышке металлические шипы, как у автомобиля, я купил себе такую резину поставил и очень скоро понял, что это излишество для езды в городе. Поскольку шипы ухудшают сцепление покрышки с асфальтом или с любой другой поверхностью кроме глубокого снега и чистого льда, а поскольку на моих маршрутах в городе мало встречалось гладкого идеального льда, то я понял, что это бесперспективно и даже где-то непрактично ездить и постоянно чувствовать отсутствие сцепление покрышки с асфальтом.

Тогда в нашем городе не было велоинфрастуруктуры, а сейчас она есть, и она хорошо обсуживается, но даже когда её не было, улицы, которые у меня находились на пути, неплохо чистились. Потому такие покрышки они для городской езды не годятся. Для городской езды гораздо важнее надёжное сцепление с асфальтом и универсальная покрышка. Она гораздо лучше подходит. Понял я это достаточно быстро, отказался от них, снял и в городе больше никогда не использовал.

Velosiped.kz:  Как подготовить свой велосипед к зимним поездкам?

Александр Габченко: для нашей алматинской зимы, да, впрочем, как и для в целом Казахстанской зимы какой-то особенной специальной экстремальной подготовки велосипеда к зиме не требуется. Я убедился в этом в очередной раз, когда прошлой зимой ехал по льду озера Балхаш. Даже там в суровых климатических условиях на открытой местности за городом у меня не было каких-то суперэстремальных проблем с замерзанием узлов или там смазки, а в городе вообще этой проблемы нет. Поэтому вся специальная подготовка к зимнему сезону может сводиться к установке полноформатных крыльев на колёса. Это, пожалуй, единственное, что можно сказать. В нашем регионе – зима достаточно мягкая. Даже в Астане, где ветра и метели, если вы начнёте ездить вы поймете, что ничего экстраспециального не потребуется.

Velosiped.kz: насколько сложнее ездить по зимним дорогам в сравнении с летними?

Александр Габченко: ну, я могу сказать, что для города, в котором есть мало-мальски развитая велосипедная инфраструктура, нет никакой разницы между поездками зимой и летом, если дорога хорошо почищена и регулярно обслуживается. В тех городах, где нет велоинфраструктуры там, конечно, ситуация более сложная, потому что очень часто в каких-то ситуациях дорожные службы не уделяют достаточного внимания тротуарам, очищают только проезжую часть. А начинающие велосипедисты часто ездят именно по тротуарам, больше, чем по проезжей части и это как раз усложняет обстановку, потому что проезжую часть чистят более-менее хорошо, а тротуары хуже. Ну, что касается нашего города Алматы, то в принципе велоинфраструктура поддерживается на приемлемом уровне, очищается своевременно после снегопадов и в плане дорожного покрытия разницы не ощущается никакой.

Александр Габченко

Velosiped.kz: какая-то особая физическая подготовка нужна? И если нужна. когда начинать уже сейчас или ждать зимы?

Александр Габченко: нет, никакой экстремальной физической подготовки для передвижения на велосипеде по городу в зимний период не нужно. Если вы не собираетесь ставить никаких рекордов, единственное к чему стоит привыкнуть заранее, это само холодное время, потому что сразу ощущается контраст, если вы сидели на диване, а тут раз на улице минус пять – сели и поехали. Если начать ездить по направлению «дом-работа» в сентябре, пока ещё тёплая осень, потом осень станет прохладная, потом холодная и таким образом организм в целом будет привыкать к понижению температур достаточно плавно, постепенно, так же как это происходит в нашей обычной жизни. И после этого уже снежный декабрь с температурой минус пять не покажется экстремально холодным. Поэтому это единственный момент, к которому стоит подготовить себя плавно это начать ездить осенью

Velosiped.kz: для зимних поездок достаточно привычных тёплых шапок и курток или всё же нужна специальная велоформа?

Александр Габченко: для зимней езды на велосипеде вполне подходит городская одежда. Важна не сама одежда, а подход в том, как её применять. Потому что, когда ты едешь на велосипеде,  тебе тепло и даже может быть жарко. Поэтому и одеваться для зимней езды на велосипеде нужно с учётом этих характеристик, то есть чуть-чуть легче, чем если бы вы шли по улице, в пешеходном формате, но при этом иметь какой-то запасной утеплитель в сумке для того, чтобы можно было накинуть его в случае непредвиденной остановки во время поездки. То есть не нужно одеваться тепло, лучше одеться в несколько слоев и одеться чуть-чуть легче, чем в ситуации с обычной прогулкой, потому что при езде на велосипеде вырабатывается очень много тепла и его нужно отводить, чтобы не взмокнуть.  

Александр Габченко

Velosiped.kz: А что насчёт дополнительных средств согревания, например, теплый чай, нужно ли его возить с собой?

Александр Габченко: при режиме «дом-работа» возить термос с кипятком – явное излишество, гораздо проще по пути заехать в какую-нибудь кофейню, выпить кофе или чая, чем таскать с собой тяжеленный килограммовый термос. Но если речь идёт о велопрогулках на природе, то это не лишено смысла.

Velosiped.kz: как избежать простуды при зимней езде?

Александр Габченко: чтобы избежать простуды – нужно укреплять иммунитет, если человек регулярно использует велосипед или занимается любой другой физической активностью , то его иммунитет находится на подъеме, и он надёжно защищен от простуд при зимней езде на велосипеде.

Velosiped.kz: зимой особые правила безопасности на дороге, какие они? О чём должен помнить велосипедист?

Александр Габченко: зимой, ровно, как и летом, важно соблюдать правила дорожного движения, которые регламентируют использование велосипеда, как транспортного средства, они универсальны и стоит им следовать. Это всё о чём важно и нужно знать и постоянно помнить.

Velosiped.kz: Саша, твоя семья зимой передвигается на велосипедах?

Александр Габченко: у моей семьи есть опыт передвижения на велосипеде зимой, моим детям сейчас 6 и 8 лет. Мой младший сын Захар с трёх лет ездил из дома на велосипеде в садик. Так что в принципе для них эта ситуация естественная, и они не видят в этом ничего необычного.

Velosiped.kz: доводилось ли тебе зимой протестировать возможности велосипедов городского проката, стоит ли использовать их для зимних поездок?

Александр Габченко: в действительности, я активный пользователь автоматизированной системы велосипедного проката города Алматы и в большей степени гораздо чаще я езжу на нём именно зимой, потому что в этом есть изрядная доля экономии, то есть свой велосипед мне жалко, его надо потом протирать тряпочкой после каждой поездки. В случае с велосипедами Алматы Bike эти проблемы решены, там стоят гораздо более прочные узлы, которым зима нипочем, и его не нужно протирать каждый раз тряпочкой, чтобы занести домой. Поэтому зимой я пользуюсь автоматизированным велопрокатом гораздо чаще

Александр Габченко на велосипеде Алматы Bike, зимой на велосипеде, Александр Габченко

Velosiped.kz: при передвижении по городу этой зимой ты выберешь велосипед или общественный транспорт?

Александр Габченко: велосипед для меня и есть транспорт, поэтому я активно использую его и зимой, и летом, и весной, и осенью. Скажу честно, зимой, я даже как-то больше езжу на велосипеде, потому что ну так получается просто что зимой у меня просто больше каких-то поездок по городу, а летом я иногда и пешком люблю прогуляться, то есть пешеходной ходьбой тоже не брезгую.

3330 2020-10-25