Развитие велосипедной культуры и инфраструктуры в Астане.


Основное развитие велоинфраструктуры началось сравнительно недавно. Примерно в 2015-2016 году. Тогда только появились первые официальные велодорожки, начали строиться и реконструироваться парки и проводиться мероприятия по развитию велосипедизма. Но все было не так гладко. А как же без этого? Попытки сделать как в Европе, конечно, принесли свои плоды, но на практике оказалось все немного иначе. Разберём все по порядку.

Жизнь до.

До появления всего этого мы выживали катались как могли. Парки, набережная или городская площадь - вот основные территории катания. Но были и особенные места. Одним из первых таких была лыжероллерная трасса в центральном парке или кратко ЛРТ. Изначально она предназначалась для лыжников на беговых(зимой) или роликовых лыжах(летом). Но малый поток основного контингента привлек других желающих здесь покататься. 


ЛРТ на карте.

ЛРТ представляет собой трассу с малым и большим кругом по 2.5км и 3.5км соответственно. Она имеет подъемы и спуски с пересечением через мост или под ним. Относительно густая растительность и малый шум на всей её территории делают место излюбленным не только для катания, но и для простых прогулок. ЛРТ и по сей день остается наиболее популярным среди велосипедистов.

Другим не менее интересным местом для велолюбителей является президентский парк, идущий вдоль левого берега р. Есиль. А именно небольшой его участок в конце, на языке местных аборигенов именуемый "Барсики". Так его назвали за соответствующую статую, стоящую рядом. Однако скоро её убрали, а название осталось. Из года в год данный парк остается неизменным местом паломничества сбора велосипедистов во время открытия и закрытия сезона.


В жаркую погоду приехать сюда все равно, что посетить оазис посреди пустыни. Настолько тут хорошо)

Велодорожки и инфраструктура.

Перейдем теперь к главному. По мере расширения города и появления новых районов начали появлятся первые велодорожки.

Вот так выглядела одна из первых:


Типичная велодорожка "курильщика".

Сделанная по типу "и так сойдет", такая дорожка не давала никакого эффекта. Движение на ней ни сколько не поменялось, а разметку замечали немногие.

Однако вскоре, летом 2016 года, был открыт триатлон парк с образцовыми велодорожками. Сам по себе парк разделен на два круга: большой(2.3км) и малый(1.9км). Причем дорожки расположены так, чтобы они не пересекались в одной плоскости. А для большего удобства они разделены на беговые, пешеходные и велодорожки. Каждая из них сделана из своего покрытия, с учетом особенностей ее целевого назначения. Начиная с открытия этого парка, в городе стали строиться более качественные объекты инфраструктуры велосипедизма.


Велодорожка здорового человека.

Примерно в это же время была открыта автоматизированная система прокатных велосипедов AstanaBike с множеством станций по всему городу. Благодаря им стало возможно более мобильное перемещение. Взяв велосипед на одной станции, можно оставить его уже на другой, не беспокоясь за его сохранность. Автоматика надежно фиксирует велосипед и снять его просто так не выйдет. Данная система проката работает и по сей день, периодически пополняясь новыми станциями, а её использование в целом становится проще.



Другим важным элементов развития стала 23 километровая велодорожка в зеленом поясе Астаны, недалеко за городом. Она соединяет между собой поселки Ильинка и Косшы через лесополосу. Дорожка была построена уже в 2015 году, но официально известно о ней стало лишь в 2016 году. На этом участке зачастую можно встретить спортменов высокого уровня, тренирующихся для разного рода велогонок. Начало и конец дорожки сделаны в виде малого круга с несколькими разветвлениями и лишь одно из них ведет на длинный участок трассы. Сделано это больше для новичков или детей, чтобы можно было покататься на небольшой территории, не заезжая слишком далеко. Не все смогут осилить разом 20км в один конец. А ведь еще возвращаться нужно...


На определенном промежутке стоят беседки для отдыха и уличный туалет.

Следующим объектом стала территория выставочного центра Expo в 2017 году. Вокруг нее и на главных улицах, ведущих к Expo, было построено около 50км велодорожек. Сделаны они просто, но качественно.


Велодорожка разделена от тротуара насаждением.

Пожалуй самым насыщенным для велолюбителя можно назвать 2018 год. В это время было построено больше всего объектов инфраструктуры. Одним из них является открытие парка Жетысу, бывшего ранее на реконструкции и именовавшимся парком Арай. В этом парке уделили внимание развитию триал спорта, установив отдельную площадку с рампами и участок насыпной трассы, называемый памп треком. Хотя уточнения ради, эти элементы были установлены еще в 2016 году, но после реконструкции были приведены в порядок. Также здесь построили круговую велодорожку, выделив её отдельно красным покрытием. А места пересечения дорожки с пешеходной зоной оформлены в виде пешеходного перехода "зебры".


Скейт парк с рампами и различными препятствиями. Подходит не только для велолюбителей.

Памп трек. Ежегодно тут проходят любительские соревнования "Pump Session" по скоростному прохождению трассы.

Следующим объектом стал ботанический сад, расположенный прямо по соседству с выставочным центром Expo. На его территории расположилось 11км велодорожек.


Разметка сделана по типу автомобильной.

Ботанический сад на карте. Красным обозначены велодорожки.

В это же время открываются новый велопешеходный мост через р. Есиль и велодорожка от центрального парка вплоть до п. Косшы общей протяженностью 56км


Схема расположения велодорожек. Это лишь только начальный этап строительства. За каждую цветовую зону отвечает разная группа людей.

Атырауский подарок в честь 20-летия столицы - велопешеходный мост.

Велодорожка на всем своем протяжении сопровождается специальными урнами для мусора, чтобы удобнее было выбрасывать его на ходу. Также имеются несколько скамеек со встроенной велопарковкой и солнечными панелями для зарядки мобильных устройств. Выглядит она интересно, но не все они работают как надо. Зарядка и WiFi не везде работают в силу каких-либо технических причин. А парковка подходит далеко не всем видам велосипедов из-за слишком узкого расстояния между рамами. Как говорится: "задумка интересная, а реализация говно подвела".


Урны чередуются между собой по направлению, чтобы удобно было при движении в обе стороны.

Умная скамейка.

Не обошлось также и без проблем расположения велодорожек. В некоторых местах из-за каких либо препятствий дорожка сужается, заставляя выезжать на встречную полосу движения. Но самая большая беда это участок напротив дома министерств. Там велодорожка шире, чем сам тротуар и при этом она проходит бок о бок с оживленной автобусной остановкой. Плотный поток людей на велодорожке там это норма. Качать права тут не выйдет. Это ошибка проектирования и остается руководствоваться только здравым смыслом.


Тот самый проблемный участок.

Велокультура.

Вот мы и перешли плавно к наиболее острому вопросу велолюбителей последнего времени. Велокультура, как и инфраструктура, изначально отсутствовала или, если была, то на крайне низком уровне. С появлением велодорожек и различных тренировочных площадок культура поведения и здорового образа жизни активно пропагандировалась и люди понемногу, но охотно осваивали для себя новый вид транспорта.

На тротуаре главная проблема состоит в том, что люди не понимают назначения велодорожек и идут по ним ровно также, как и по обычной пешеходной дорожке. На просьбы отойти в сторону или различные замечания лишь в половине случаев они отвечают адекватно. В остальном встречается лишь полное игнорирование либо агрессия. В последнем случае проще объехать, чем вести бесполезный диалог. Однако неравнодушные проводят небольшие акции и лишний раз напоминают, что велодорожки это зона повышенной опастности и пересекая её, нужно быть более внимательным.

К сожалению, некоторые умудряются еще и осознанно вредить велосипедистам. Больше всего досталось велодорожке Косшы-Ильинка. За последние 2 года были известны случаи, когда некие лихачи на машине пытаются срезать себе дорогу через этот участок, подвергая опастности всех, кто там находится. Одного велосипедиста так уже сбили. Водителя, конечно, наказали, но факт остается неприятным. Еще более вопиющий случай, от которого до сих пор зад пылает реактивной тягой неукладывается в голове его смысл, произошел совсем недавно, в августе 2019 года. Неизвестное лицо или группа лиц вбила небольшие гвозди посреди велодорожки, сделав тем самым полицейский "ёж". Многие на тот момент прокололи себе колеса и вынуждены были возвращаться назад пешком. Позже шипы убрали и более их никто не ставил, но виновник так и не был найден.


Злополучные шипы.

На автодороге ситуация другая. Не все считают велосипедистов равными участниками движения, а некоторые особо одаренные водители намеренно подрезают или прижимают велосипедиста к обочине, стараясь столкнуть того с дороги на тротуар. Но благо так делают не все. Чаще водители просто не знают, как взаимодействовать с таким траспортом либо не видят его в силу меньших габаритов(хотя те же проблемы испытывают и мотоциклисты). На данный момент водители относятся нормально к велосипедистам при условии, что последние едут по правилам, т.е. как минимум с использованием светоэлементов и обозначением своих маневров на дороге.

Стоит также упомянуть, что кроме велосипедов в последнее время в моду вошел электротранспорт, т.е. электросамокаты. Они двигаются по той же схеме, что и велосипедисты, как на тротуарте, так и на дороге. Но отношение в силу диковиности к ним иное. И если на тротуаре люди к ним уже успели привыкнуть, то на дороге отношение к ним такое же, как и к велосипедистам на ранних этапах развития. Тем не менее культура отношения к ним растет быстрее, возможно потому, что у населения уже есть некоторый опыт.

Для развития культуры правительство периодически организовывает различные велопробеги ко дню спорта, дню молодежи и пр. Также различные общественные организации в виде благотворительных акций проводят аналогичные мероприятия. Кроме этого проводятся соревнования по типу дуатлона и триатлона. Весной 2019 года был проведен велопробег Veloburabay 2019, в честь открытия очередного сезона. Участников при поддержке организатора довезли вместе с велосипедами до Борового, где проходило мероприятие, и также отвезли обратно. И такого рода организаций становится с каждым годом все больше. Причем это касается не только велоспорта, но и беговых марафонов.

Итоги и тенденции.

Посмотрев назад, можно увидеть как шло развитие велоспорта. С каждым годом он растет все сильнее. То, что построено сейчас лишь первый этап проекта развития велоинфраструктуры. Следующий, второй этап, представляет собой дополнительные 127км велодорожек в районах Байконур, Алматы и Есиль. Также планируется построить 6км трассу для кросс-кантри с различными техническими участками в районе зеленого пояса Астаны. Кроме того, часть ранее построенных проектов были доработы. Например, велодорожка в триатлон парке и Косшы-Ильинка была расширена в 1.5-2 раза, добавили пандус на один из мостов, проходящий рядом с набережной велодорожкой. Благодаря ему теперь можно заехать на мост не спешиваясь.

Что же касается культуры, то и она не стоит на месте. Конечно, возникающие конфликты происходят по вине обеих сторон и зачастую либо из-за незнания того, как вести себя с новыми элементами инфраструктуры либо из-за их игнорирования. Но бывают исключения. Вполне вероятно, что после определенного уровня распространения велосипедизма могут быть введены какие-либо поправки в ПДД и как бы этого нам не хотелось, рано или поздно они появятся. Ведь если в воспитании культуры пряник не помогает, то на смену ему приходит кнут.

Стоит ожидать, что следующие проекты будут сделаны с учетом опыта прошлых ошибок и не будут более допущены. А нам остается только ждать и надеяться на лучшее.

418 22 2019-12-18