О выборе велоформы и защите.


Покупая свой первый велосипед, мы зачастую не задумываемся о выборе одежды. Более того, даже про базовые элементы защиты, будь то перчатки или шлем, вспоминаем уже после первого падения или неудачного опыта. Да что говорить, когда половина любителей катается в обычной «гражданке», а шлем используют и того реже. В этой статье мы проведем небольшой ликбез по выбору велоэкипировки — для чего она нужна, каких видов бывает и в каких условиях лучше использовать.

Форма.

В зависимости от дисциплины форма может быть двух основных типов: тонкая плотно прилегающая к телу или свободная мешковатая из более плотной ткани.

Первый тип представляет собой форму шоссейного вида. В ней важна аэродинамика и минимальный вес. Потому её делают из облегающей ткани и сверхлегких материалов, чтобы уменьшить сопротивление воздуху. Карманы у нее как правило отсутствуют либо делаются на спине без ущерба обтекаемости.

Второй тип представляет собой форму МТБ вида. Здесь более важен фактор защиты и износостойкости. Потому её делают со свободным покроем и из более прочной ткани, сочетая порой самые разные материалы. Карманы уже не прячут за спину, а наоборот пришивают их столько, сколько порой и не потребуется.

Несмотря на различия, оба вида формы свободно пропускают пот, имеют хорошую вентиляцию, защиту от солнца и светоотражающие элементы для большей заметности ночью и в сумерки. Также длительное времяпровождение в ней не придает какого-либо дискомфорта(при правильно подобранном размере).

Теперь рассмотрим каждый элемент формы по отдельности.

Велофутболка или в простонародье джерси. Один из базовых элементов одежды. Могут быть с длинным и коротким рукавом, при этом шоссейные зачастую имеют молнию-застежку, а мтбшные одеваются как простая футболка. Размер и цвет джерси можно найти самые разные.


Слева DH джерси, а справа её шоссейный вариант.

Велошорты/велоштаны. Отличаются между собой только длиной. При этом есть модели с отстегивающейся штаниной, делая их более универсальными. Штаны имеют немного укороченную длину ноги, а низ обычно сделан более узким, для предотвращения попадания в цепь. Шоссейный вариант чаще встречается с так называемым памперсом — мягкая подкладка для отвода влаги и уменьшения нагрузки на пятую точку, тобишь зад. В мтб моделях памперс чаще отсутствует, но ничто не мешает одеть его отдельно под низ. Также в отличие от шоссейного типа, здесь есть регулировочный ремень, позволяющий подогнать длину пояса под себя.


Слева МТБ вариант, справа шоссейный тип.

Перчатки. Не только элемент формы, но и элемент защиты. Защищает руку от натирания, мозолей, а также мелких травм при падении. Есть перчатки с полным и коротким пальцем. Последний считается облегченным вариантом, в них удобнее выполнять переключение скоростей и мелкую моторику. Также у обоих могут присутствовать различные уплотнения на ладонях и защитные вставки на тыльной её стороне.


Подвиды с длинным и коротким пальцем.

Эти три элемента являют собой минимум, при котором катание становится комфортнее. Есть и другие элементы одежды, но они более узкого назначения либо менее популярны.

Велоноски — основное назначение пропускать пот и охлаждать тело.

Велообувь — обязательно используется вкупе с контактными педалями, реже с обычными. Основное назначение плотно удерживать ногу на педали и максимально эффективно передавать усилие ног без потерь. Имеет более жесткую подошву и небольшие шипы для надежного зацепа.

Велокуртка или жилет. Одевается поверх джерси и обычно используется в более холодное время. Наличие карманов и светоотражателей гарантируется.

Бафф — универсальная повязка. Может использоваться как шарф, бандана или даже сумка. Из года в год становится все популярнее.

При выборе формы стоит помнить не только о ее практичности, но и о размере(ваш кэп). Тогда одежда прослужит дольше и не будет приносить дискомфорт. Для стиляг и выпендрёжников просто любителей выделится из толпы лучше брать комплект формы или подбирать ее по цвету друг к другу, включая сам байк. Одеваться можно не только с пользой, но и со вкусом)

Немного о мото.

При выборе мтб одежды столкнулся с тем, что часть вело и мото формы пересекались, причем достаточно близко. Речь идет о дисциплине кросс и эндуро. Джерси, штаны и перчатки внешне и по характеристикам похожи. При этом их мото варианты чуть ниже в цене. Возможно, насколько внешне пересекаются эндуро байки в вело и мото, настолько схожа и форма.


Цепной привод, спицованые колеса, геометрия. Основная разница в наличии двигателя.

В итоге по личному опыту могу сказать, что перчатки и джерси практически не отличаются при ношении с их велоаналогами. Что же касается штанов, то они имеют загнутую штанину, под положение тела при езде на мото. И если в велоштанах в области колена ставят тянущийся материал, то в мотоформе используют кожу или более плотную, по сравнению с основным покроем, ткань. Тоже касается и курток. Специфика у них та же, но разница в использованных материалах делает ее прочнее и долговечнее, чем простую куртку. И тяжелее тоже. В целом та разница, что есть, касается в основном материала изготовления и, реже, наличия защитных вставок и не сказывается негативно на ощущения при ношении.


Если не обращать внимание на обувь, то кажется что перед нами типичный профи даунхильщик.

Защита.

Для безопасного катания в любое время погоды и суток обязательна защита. В данном случае это шлем и очки. Это необходимый минимум, равно как ремень безопасности в авто.

Шлем — защищает голову, затылок, а более продвинутые модели еще и челюсть. На шлеме может присутствовать козырек, защищающий от грязи, мелких камней и слепящего солнца. Шоссейные модели имеют более обтекаемую форму и меньший вес. Для жесткого катания есть шлем вида фуллфейс, дополненный защитой челюсти. Такие тяжелее и прочнее легких кросскантрийных вариантов. Некоторые модели позволяют снять «челюсть», превращая его в обычный легкий шлем. Это отчасти сказывается на прочности, но позволяет иметь при себе один шлем под все задачи и не возить сразу два. Однако не следует путать велосипедный и мотоциклетный фуллфейс, т.к. они рассчитаны на разные скорости и нагрузки при падениях. Ездить на велике в мотошлеме все равно, что неправильно настроить подвеску: мелкие и средние удары будут жестко отдаваться, что тоже не есть хорошо.


Легкий кросскантрийный и «тяжелый» шлем фуллфейс.

Очки — защищают глаза от пыли, ветра и мошек. Могут быть классического вида или в формате «визор». Последний обычно используется со шлемом типа фуллфейс.


Простые очки(слева), визор(справа)

В шоссейном велоспорте эти два атрибута необходимы и защита тела ограничивается ими. В более экстремальных дисциплинах используются дополнительные элементы. И чем опаснее, тем сильнее защита.


Слева направо: наколенник, налокотники, защита шеи, панцирь.

Наколенники — пожалуй самый важный атрибут после шлема. Ведь ноги это двигатель, а если его повредить, то могут быть серьезные последствия. Наколенники могут быть сделаны из разных тканей с применением пластика и гипсоподобных материалов. В зависимости от вида могут одеваться под одежду или поверх нее, защищать только коленную чашечку либо голень и колено целиком. Последние как правило используются смежно в даунхилле и мотокроссе.

Налокотники — защищают руки, в частности локоть и, на более дорогих моделях, кисть и предплечье.

Защита шеи — защищает от переломов и сильных повреждений. Обычно используется при выполнении сложных трюков, в том числе и при их тренировке.

Панцирь — жилет, защищающий спину и грудную клетку от ударов. Некоторые дополняются защитой плеча или возможностью снять защиту спины.

Следует сказать, что защита, также как и форма, подбирается по размеру. Более того, есть даже детские варианты того же панциря. Так что следует выбирать внимательнее. Тут уже не ткань — вариант «растянется/разносится» не работает. Одевать такого рода защиту следует, если вы всерьез занимаетесь травмоопасной техникой катания и при этом имеете мало опыта. Профи как правило обходятся только шлемом, но и тут бывают исключения. Зачастую хватает простых наколенников. Всё остальное скорее частный случай нежели необходимость.

Итоги.

Как бы там ни было, немногие уделяют должное внимание экипировке. Чаще вспоминают о ней после встречи первого столба или наложения гипса. В оправдание можно лишь сказать, что не у всех есть деньги на это. Подобные вещи стоят не мало. Хотя выбор и диапазон цен с того же Китая становится все доступнее, безопасность все также успешно игнорируется.

Будьте аккуратны и берегите своё здоровье! Пока.


Источник: https://vk.com/@velotop_astana-o-vybore-veloformy-i-zaschite

1924 22 2019-12-12