Материал рамы. Особенности и свойства. Что выбрать?

Основа любого велосипеда - это рама. Все рамы изготавливаются из говна и палок разных материалов. И каждому есть, чем понтануться. Материал напрямую влияет на динамику движения, вес, прочность и конечную стоимость велосипеда. На сегодняшний день можно встретить байки в основе которых будут: сталь, алюминий, карбон и титан. Их мы и рассмотрим.

Сталь.



Плюсы Минусы
Прочная Тяжелая
Мягкая Боится коррозии
Легко ремонтируется  
Дешевая  

Лучший выбор для нищебродов начинающих любителей. Сломать такую раму непросто, да и не так жалко. Починить её сможет даже сварщик Петрович за бутылку самогона начального уровня. Как и сорта любимого напитка алкорайдеров, сталь бывает нескольких видов с добавлением примесей.

  • Обычная сталь - самый доступный материал. Тяжелый, не слишком прочный, подвержен ржавчине.
  • Углеродистая сталь - улучшенная сталь. Такая же тяжелая, но прочнее и устойчивее к ржавчине.
  • Хромолибденовая сталь  - самый дорогой вариант. Легче и надежнее. Имеет хорошую жесткость.

Современная стальная рама с применением новейших технологий весит 2-2.5кг.

Алюминий.



Плюсы Минусы
Легкий Жесткий
Устойчив к коррозии Сложный ремонт
Доступный Накапливает усталость

Отличный выбор в соотношении цена/качество. Из него делают рамы начиная от ашанов и до мажористых байков. Ремонт возможен, но требует инструмент посерьезнее и мастера с опытом. Не покрывается ржавчиной после пары поездок в дождь, но любит втихаря накапливать усталость(микротрещины). Очень жесткий тип, крайне точно передает рельеф, по которому едет в руки райдера и особенно в его зад. При этом легче управляется и лучше передает энергию на педали без потерь. При наличии адекватного владельца прослужит до 10лет. Как и сталь, бывает разных видов. 

  • Серия 6000 - наиболее распространенный сплав 6061 с добавлением магния. В последнее время используется чаще, чем его 7000-ый собрат.
  • Серия 7000 - наиболее распространенный сплав 7005 с добавлением цинка.

Вес такой рамы составляет 1.5-2.2кг.

Магний.



Плюсы Минусы
Легкий Боится влаги и сильных ударов
Прочный Низкий срок службы
Мягкий Дорогой
  Низкая ремонтопригодность

Самый редкий и загадочный тип из всех. В силу редкости имеет более высокую цену. Про ремонт говорить не приходится: либо отправить на завод изготовитель, либо покупать новую раму. Боится коррозии также, как райдер проколотой шины. Очень нежный: не любит точечных ударов и больших нагрузок, служит всего 2-3 года. Хорошо катит на шоссе и на бездорожье. Неплохо гасит вибрации от рельефа, от чего дает больший комфорт. Весит такая рама 1.3-1.5кг.

Карбон.



Плюсы Минусы
Очень прочный Боится холода и точечных ударов
Очень легкий Дорогой
Мягкий Неремонтопригоден

Герой нашего времени. Материал элиты, профиков и прочих мажоров. Широко используется в профессиональном спорте, особенно в шоссейном. Не металл, а плетенные углеродные волокна, соединенные эпоксидной смолой. Сплетаются в ткань и кладутся слоями. Их легко сломать, но тяжело порвать. Самый легкий из всех и прочнее стали. Может держать большие нагрузки, но слаб перед точечными ударами. Неремонтопригоден. Заколхозить поломку конечно можно задорого, но былых ощущений от покатушки уже не получите. Теряет часть прочности в сильный холод(иди своей дорогой сталкер снегомес, карбон тебе не рад). Хорошо гасит вибрации, может иметь любую жесткость и форму. Делается разного качества изготовления. Но какого, не узнаешь пока не попробуешь. Лучше брать проверенные фирменные рамы.

Вес такой рамы составляет 1.1-1.4кг.

Титан.



Плюсы Минусы
Сверхпрочный Очень дорогой
Легкий Неремонтопригоден
Мягкий  
Не боится коррозии  
Большой срок службы  

Материал богов. Намного прочнее и легче стали. Ему наплевать на коррозию и сильные удары. Гасит вибрации почти также хорошо, как вилка Марзочи. Даже при криворуком владельце может прослужить до 20 лет. А при бережном отношении его вполне можно передать внукам. Не ремонтируется. Ибо это дорого. Ремонт выйдет в цену новой рамы, а сделать ее может только изготовитель или кто-то другой, умеющий усмирять этого зверя. Но оно и вряд ли потребуется. Ведь чтобы сломать его нужно обладать силами Халка. В отличие от своих братьев не может похвастать модной раскраской, но может лишний раз избежать не нужного внимания. Самый дорогой из всех. Потому создается только по спецзаказу или в очень ограниченной серии.

Вес такой рамы составляет 1.4-1.7кг.


Типичный титановый монстр. Не особо примечателен.

Другие материалы.

В мире встречаются и другие материалы рам, создаваемые пряморукими мастерами на заказ или для показушности, ибо могут. Это может быть бамбук, дерево, пластик, да хоть стекло! Главное, чтобы оно ездило и не развалилось на первом повороте. А потом прийти домой и повесить его у себя над камином. Потому что красиво. Такие велосипеды обычно делают как дизайнерское решение для очень ограниченных задач, не всегда совмещаемых со спортом. Ездить можно, смотрится необычно. Хипстеры оценят.


Бамбук.


Дерево.


Переработанный пластик.


Итоги.

Кроме рам, из тех же материалов создаются обода, руль, вынос, вилки, подседельные трубы и другие важные детали. Все делается ради уменьшения веса и придания большей стоимости байка прочности. Некоторые модели представляют собой ассорти, когда разные узлы сделаны из разных материалов. А разные технологии обработки и увеличения прочности(трубы разной толщины, бесшовная сварка) позволяют одному металлу сравнится с другим кроме цены и стать чуть лучше. Сейчас самыми массовыми можно назвать сталь, алюминий и карбон. Но и про других забывать не стоит. Каждый в чем-то хорош. А на чем катать зависит уже от предпочтений. И выбирать это только тебе.

567 22 2020-01-03