Основы ПДД. То, что не напишут в учебниках

Велосипед весьма специфический вид транспорта. У него нет двигателя, он легок и компактен. На нем можно передвигаться где угодно: асфальт, тротуар или бездорожье, было бы желание. Имея данные особенности, велосипед сложно отнести к какому-либо одному типу транспорта. И это мы еще не учитываем модели с электроприводом. Ведь, чем дальше прогресс, тем больше велосипедов на квадратный метр, а с началом пандемии спрос вырос по разным данным от 70% до 300%. Причем во многих случаях люди садились на велосипед впервые за долгое время, купив простенькую модель в магазине или достав с гаража пыльный дедушкин «Урал», особо не задумываясь, что это транспортное средство, для которого написаны отдельные правила, что это не игрушка, как может показаться поначалу, и что нужно соблюдать банальную технику безопасности. В итоге мы получаем резкий бум, увеличение негативной статистики по велодтп и разным происшествиям, связанными с велосипедистами.
 
Основа

Велосипед в ПДД фигурирует, как равноправный участник дорожного движения, правда с некоторыми ограничениями и при условии, что он движется по дороге общего пользования (далее ДОП). Если же речь о тротуаре, то тут действуют другие правила, причем их значительно меньше, чем на ДОПе. А в каком-то смысле и вообще нет. Так или иначе сейчас мы имеем некоторый свод правил, регламентирующие безопасное движение на велосипеде. Но многие моменты не учитываются, некоторые даже противоречат друг другу или вовсе никак не описаны. Приходится додумывать самим. Однако начнем с основ, т.к. большинство даже официальные ПДД не знают либо имеют искаженное представление о них.
1.    Велосипедист может ехать по ДОПу начиная с 14 лет и старше
2.    Двигаться по ДОПу нужно по направлению основного потока по правому краю проезжей части, в том числе по полосе для общественного транспорта (далее ОТ).
3.    Ездить по ДОПу можно только в 1 ряд.
4.    Поворот налево запрещен на дорогах с более одной полосы в каждую сторону движения.
5.    Разрешается движение по тротуару, не создавая при этом помех пешеходам.
6.    Обязательно спешиваться на дорожном переходе.
7.    Запрещается движение на велосипеде по автобану.
Также приоритет дорог, по которым следует двигаться:
1.    Велополоса или велодорожка.
2.    При отсутствии оных крайняя правая полоса ДОПа или обочина, включая полосу для ОТ.
3.    Тротуар или пешеходная дорожка.
Т.е. если на участке дороги есть велодорожка или велополоса, то вы можете ехать только по ней, если ничего не преграждает дорогу. Если таковых нет, то можете выбрать между дорогой и тротуаром, исходя из своего опыта и плотности траффика.


 
Это краткая сводка основных правил, что официально прописаны и узаконены в ПДД. Но эта основа дырявая как старые носки. В них не учтены множество ситуаций, которые разберем ниже.

Что пропустили?

1.    Шлем. Основа безопасности. Мотоциклистам он обязателен, а вот велосипедистам можно пренебречь. Проносящиеся порой мимо авто чуть ли не впритык лишь усиливают желание как минимум одеть шлем, а как максимум съехать с дороги подальше от лихачей. В некоторых странах шлем носит в ПДД не обязательный, а рекомендательный характер. Но он хотя бы есть. В наших уставах о нем вообще ни слова.
2.    Свет. Фонари, габаритные огни, светоотражающая одежда, приборы и всё то, что поможет вас заметить ночью на дороге или где бы тони было еще. Об этом снова ни слова.
3.    Разрешено ездить с одной рукой, но не запрещено ездить в наушниках. А в наушниках скорее всего будет музыка. И не то, чтобы они были разрешены. Просто о них опять-таки не сказано ни слова.
4.    Буксировка и пассажиры. Официально они запрещены, но при этом в магазинах спокойно можно купить детские кресла или прицепы в самых разных вариантах. И снова не сказано, почему и при каких условиях запрещены. Просто нельзя и всё тут.
5.    Противоречивая разметка (см. фото ниже). Имея полный запрет на пересечение «зебры» на велосипеде, мы видим наличие таких переходов, разметка которых очевидно предполагает ее пересечение без необходимости спешивания. Однако если вы так сделаете, вас однозначно могут оштрафовать. А про такие разметки ни слова.  


6.    Есть ситуации, запрещающие езду велосипедистам по пешеходной дорожке и даже штраф за это, но нет какого-либо наказания за ходьбу по велодорожке. Несправедливо.

Это наиболее наболевшие моменты. Есть еще пару касательно разметок, не такие критичные, но хочется, чтобы внесли ясность по ним или дали некоторые исключения.
1.    В случае, когда все полосы движения по разметке и знаку должны ехать налево на перекрестке (см. фото ниже), велосипедист, следуя ПДД, должен спешится и перейти дорогу как пешеход. Хотя ничего не мешает совершить маневр оставаясь в крайней правой полосе. В этом случае велосипедист никому не помешает. Но в нашем случае проще никак не описывать данную ситуацию.
 
2.    Довольно частый случай при пересечении перекрестков. Причем проблемы возникают даже если разрешено движение прямо с правого края. Зачастую водители просто не замечают велосипедистов и совершают поворот чуть ли не в них. В случае знака (см фото) ПДД не предписывают движение. Лишь косвенно и логически тут понимаешь, что нужно либо поворачивать с потоком, либо спешиться, перейти дорогу и продолжить движение прямо. Хотя, как по мне, лучше сделать исключение для велосипедистов и разрешить ехать прямо, находясь в левом краю правой крайней полосы.


 
Негласные правила и рекомендации
 
Каким бы подробным не был кодекс, всегда будут действия, которые не учитываются в официальном источнике. В нашем случае их вагон и маленькая тележка.
•    Хоть по правилам разрешено движение на дороге с 14 лет, фактически на нее стоит выезжать лет с 18 и при наличии минимального опыта вождения авто. Велосипедист, ни разу не бывавший в качестве водителя авто или мототранспорта будет более пуглив и не уверен при совершении различных маневров. Но если он будет иметь стаж вождения, то ему уже будет знакома общая дорожная ситуация и, например, банальный вопящий сигнал торопыги его уже не введет панику или ступор.
•    Показывать поворот лучше вытянутой, а не согнутой рукой. Так больше шансов, что вас правильно поймут. Исходя из личного опыта, маневр в виде согнутой левой руки могут принять как поворот налево, хотя на самом деле это не так. Старайтесь использовать жесты, которые не могут быть поняты двояко.  


•    Не ограничивайтесь только жестами выше. Используйте по возможности понятные большинству сигналы. По примеру так называемого языка автолюбителей. Ниже приведен пример подобных жестов. Обычно такие используются в спортивных велогруппах при движении колонной, но некоторые могут пригодится и в обычной поездке. Как например сигнал «Внимание» или «Обгон слева».  


•    Моргающий задний фонарь лучше заметен, чем монотонный свет. Тоже касается и переднего фонаря, но при условии слабого монотонного света или, когда фонарик почти разряжен. Моргание не только заметнее, но и чуть дольше сохранит заряд. Главное не направляйте его прямо на встречный поток, что не слепить других участников движения.
•    На дорогах водители спокойнее воспринимают велосипедиста в форме, а в гражданской одежде на него чаще сыпется негатив. Подтверждено многократно. Шлем, джерси и перчатки в цвет, и вы становитесь для водителей этаким профи спортсменом, которого стараются объехать с большим запасом, чем обычно или просто лишний раз не сигналить. От неадекватов это не защитит, но уменьшит потенциальные неприятные ситуации.


 
•    Езда зимой. Пункт не для всех, но тоже важный. Зимой выезд на дорогу противопоказан АБСОЛЮТНО. Дороги уже, обочина завалена снегом, гололед, химические реагенты, увеличение тормозного пути любого транспорта и езда на летней резине ни разу не делают такой выезд безопасным. Так что зимой только тротуар и нигде больше.
•    При езде по тротуарам особое внимание уделяйте детям и животным (в частности собакам). Их движения непредсказуемы и их сложнее заметить. Ребенок, сам того не видя, может побежать под колеса, а собака может зацепиться поводком об проезжающего мимо велосипеда. Старайтесь объезжать их с запасом либо проезжать не спеша.
•    При проезде перекрестка с развязкой, ведущей вправо, вытяните левую руку в сторону. Так вы покажете, что не собираетесь поворачивать и двигаетесь прямо.
•    На перекрестке старайтесь встать чуть впереди стоящего авто у светофора. Так больше шансов, что водитель увидит вас и меньше риск, что он начнет поворачивать прямо в вас.
•    Не виляйте под боком большегрузов или ОТ. Помните про слепые зоны, вас могут попросту не видеть!


Ошибки планирования и пешеходы

Извечная проблема велосипедистов – пешеходы на велодорожке. Но давайте посмотрим на это с другой стороны. Где бы вы пошли, будь на месте пешехода? Некоторые места попросту не обозначены ни знаками, ни разметкой, а другие проходят вплотную с местном скопления людей. См. примеры ниже. 
 
 


 

 


Не нужно агрессировать на пешеходов. Агрессия породит только ответную агрессию. Помните, что на тротуаре вы гость, а пешеход может даже и не знать, что идет по велодорожке либо ему просто негде идти. Поставьте себя на его место и тогда возможно, вам удастся прийти к решению. Гораздо полезнее будет спокойно объяснить человеку почему тут опасно идти. И да, не нужно беспрерывно сигналить. Это только раздражает.

ПДД как гарантия защиты от обмана
 

Не только автолюбители, но и доблестные сотрудники дорожной полиции нередко трактуют правила для велосипедистов неверно. Бывали ситуации, когда два разных экипажа утверждали прямо противоположные вещи, причем обе неправильные. Один уверяет, что нужно ехать навстречу потоку, другой, что нужно ехать только по тротуару. Если вы будете знать свои права, то сможете избежать ситуаций, когда вас пытаются сделать виновным в нарушении ПДД и, что хуже, виновником ДТП. Чем, лучше вы осведомлены, тем меньше риска потерять драгоценные деньги, время и нервы.
 
Реакция на неадекватов

При встрече с водителем, явно некорректно ведущим себя по отношения к вам или другим участникам движения, старайтесь избегать открытого столкновения. Причинение ему вреда сделает хуже вам. Лучший выход - это снимать всё на камеру и после отослать запись контролирующим органам. Штраф должен остудить горячую голову.
 
Если вас пытаются спихнуть с дороги, выдавливают на обочину, то лучше съедьте. Водитель сидит в железной коробке и при столкновении с вами ничуть не пострадает. А вот вы можете получить серьезные травмы. Не опускайтесь до их уровня, оставайтесь в здравом уме.

 

Одиночные, групповые и дальние выезды и подготовка к ним

 

Культура вождения Разбор велоДТП

 

Основы ПДД и безопасности на дорогах

 


Подводя итоги, можно вывести следующие пункты:


•    Будьте в курсе свежих ПДД.
•    ПДД нужны правки касательно велосипедистов.
•    Больше агитации и обучение ПДД.
•    Особое внимание к велосипедистам на дороге. Особенно со стороны дорожной полиции.
•    Нужны ли права велосипедисту для выезда на дорогу?

Специальный корреспондент из Нур-Султана: Игорь Дорошев

4877 2022-07-07