Казахстан на Международном Вело-конгрессе

Казахстан на Международном Московском Вело-конгрессе

Интервью с велоэнтузиастом Александром Габченко

13 – 16 апреля в России состоялся II Международный Московский вело конгресс. Казахстан на этом масштабном авторитетном форуме представлял алматинский велоэнтузиаст, основатель Клуба вело приключений – Александр Габченко.

По возвращении домой редакция velosiped.kz расспросила активиста о конгрессе и полученных от участия впечатлениях.

V.: Расскажите пожалуйста, что за мероприятие такое прошло в Москве?

А.Г.: Как мне кажется, Международный Московский вело конгресс, крупнейшая на территории СНГ площадка, где собираются сторонники и активисты городского велосипедного транспорта, специалисты в области урбанистики и проектирования удобных для человека и велосипеда городов. Впервые посетив эту площадку прошлой весной, я нашел тут множество единомышленников и хороший объем ценной информации о развитии велосипедизма, удачные примеры решения проблем, вполне применимые и в Казахстане. В этом году, я рад оказаться на конгрессе уже во второй раз. Эта поездка состоялась благодаря поддержке компании Raimbek, и проекта Открытой платформы велосипедистов Velofriends_kz, хочу выразить им благодарность.

Велоконгресс

V.: Какова основная повестка вело конгресса, о чем речь?

А.Г.: Главные темы для обсуждения, - развитие городского вело транспорта, методы создания городской среды, удобной для человека и передвижения на велосипеде. Экономические выгоды городов от развития велотрафика. Способы привлечения горожан к использованию велосипеда для поездок на работу и по делам. Важно понимать, на этом вело конгрессе не обсуждают спорт и велогонки. А о велотуризме говорят в контексте транспортной функции и аспекта экономического развития.

V.: Здесь есть что-то новое, о чём вы раньше не знали?

А.Г.: Да, безусловно! Например, Vision Zero - концепция достижения нулевой смертности в ДТП. Я конечно слышал что-то прежде, но мне не доводилось вникнуть. А суть такова - приоритет велосипедистов и пешеходов, высокие стандарты качества в дизайне улиц и организации дорожного движения - три фактора снижения происшествий с летальным исходом на дорогах.

Сейчас в Казахстане, да и не только, транспортные системы проектируются с расчетом на максимальную пропускную способность дорог, без учета безопасности. Это означает, что безопасность участников движения – дело рук самих участников движения.

Между тем, сейчас у нас в стране ежегодные потери от смертности в ДТП, такие же как у Советского Казахстана во время войны в Афганистане.

Концепция нулевой смертности основана на противоположном подходе. Здесь бремя ответственности за безопасность возложено на устройство самой системы. Во главе угла прежде всего сохранность жизни и здоровья человека.

Велоконгресс

Парламент Швеции принял Закон о безопасности дорожного движения, основанный на Концепции нулевой смертности в 1997 году. А в Казахстане, к 2017 году я ни разу не слышал, что бы этот документ обсуждался на уровне парламента или хотя бы министерства.

V.: Как вы считаете, когда в Казахстане мы придем к пониманию приоритета пешехода и велосипеда над личным автомобилем?

А.Г.: Даже не знаю. Для этого нужна какая-то общереспубликанская стратегия велосипедизации. Пока, всё что мы можем, это разъяснять властям и горожанам, что велотранспорт даёт новые возможности. Когда люди едут на велосипеде или ходят по делам пешком, они могут разговаривать с другими жителями города. Могут останавливаться, когда вздумается, не разыскивая парковочное место. Могут экономить деньги на бензине и дорогом техобслуживании автомобиля. Строить автотрассы намного дороже, чем велодорожки. Особенно в Алматы, где и так мало места. К тому же, если больше горожан будут выбирать велосипед, освободится место для водителей, у которых пока нет возможности сменить вид транспорта.

Пока что стоит задача, добиваться от властей, чтобы при городском планировании разработчики расставляли приоритеты в порядке: пешеходы, велосипедисты, общественный транспорт, личные автомобили.

У нас в Казахстане, к сожалению, нет ярко выраженных борцов права пешеходов, поэтому весь огонь критики берут на себя велоактивисты.

4724 2017-04-18