Проектное развитие велоинфраструктуры Нур-Султана

Каждый город не стоит в развитии на месте. Он постоянно меняется, преобразуется и вносит изменения, ориентируясь на наиболее востребованные людьми вещи. Это планирование улиц, расстановка инфраструктуры, прокладывание дорог и прочее.

Для Нур-Султана предусмотрен так называемый «Мастер план 2030», в задачу которого входит постепенное обустройство и облагораживание города с оглядкой на более комфортное передвижение пешеходов и велосипедистов, развитие инфраструктуры, экологии и многое другое.

Мы рассмотрим несколько проектов касательно велоинфраструктуры — те, которые уже утверждены и планируются к реализации в ближайшем будущем и те, которые пока остаются на бумаге, но в дальнейшем могут быть осуществлены.

Объединенная сеть велодорожек

Реализация данного проекта стартовала еще в начале прошлого года. Представляет собой неразрывную сеть велодорожек, проходящую через зеленые артерии — парки и различные места отдыха вдоль набережной реки Есиль. Ведет своё начало от Президентского парка до Центрального парка. Велодорожка плавно пересекает Триатлон парк, идет вдоль набережной до канала Ак Булак и сворачивает до ближайшей переправы. Далее она движется вдоль ул. Ташенова до парка Ататюрк, где уже продолжает свой путь по набережной вплоть до Атырауского моста.

На данный момент построены новые и приведены в порядок старые велодорожки в Президентском парке. В этом году работы будут возобновлены после окончания зимы.

Первичная схема веломаршрутов. Синим обозначены велополосы, большая часть из них пока не планируется к реализации.

Схема соединения парков велодорожками.

Канал Ак Булак до и после реконструкции. Пример решения.

Велодорожка под мостом пр. Кабанбай Батыра, до и после реконструкции. Пример решения.

Велодорожка в парке Ататюрк. Пример решения.

Учитывая опыт велодорожки Центрального парка, сквозное пересечение не совсем удобное, т.к. частые пешеходы будут затруднять движение. Наиболее оптимальным будет решение провести велодорожку сбоку, чтобы она огибала парк, но при этом проходила рядом.

Велополоса на проспекте Абая

Самая первая велополоса в городе. Изначально помимо нее в проект входили ул. Бейбитшилик, Богенбая и Косшыгулулы, но на данный момент решено сделать пока одну велополосу. Она будет идти как пилотный проект, чтобы учесть возможные недостатки при создании других полос в будущем. Также поскольку это первая велополоса, еще неизвестно как в целом воспримут это жители, особенно автолюбители.

Велополоса будет разделяться специальной разметкой от основной дороги, сужая тем самым общую ширину проезда для авто. Неизвестно, будет она идти в обе стороны движения или нет, но поскольку сам проспект односторонний, то вероятно решение будет принято в пользу единого направления.

Предлагаемый вариант разметки велополосы.

Специальный велопрокат для людей с ограниченными возможностями

Установка в центральном парке рядом с набережной велопроката трехколесных велосипедов специально для людей с ограниченными возможностями. Это отдельный проект «Велодобро», активисты которого уже давно помогают людям осваивать новый для них тип транспорта. Организаторы этого проекта ранее демонстрировали трехколесные велосипеды на небольших организационных мероприятиях. Одним из них было закрытие велосезона 2020 и парад Снегурочек и дедов Морозов в декабре прошлого года.

Общий вид трехколесного велосипеда. Техника езды на нем немного отличается от обычного двухколесного брата, но научиться ей можно за несколько минут.

Велодорожки на ул. Сатпаева

Велодорожки или велополосы еще подлинно неизвестно, но велоинфраструктура точно будет введена в этом районе. Проходить она будет по всей длине ул. Сатпаева — от пр. Момышулы до ул. Кажымукана. Возможно в будущем будет обустроен весь квадрат в данном районе, который охватит еще пару крупных соседних улиц, создав тем самым свою единую сеть.

Пример расположения велополосы

Веломаршрут Нур-Султан – Боровое

Этот проект отложен на неопределенный срок, но рассказать о нем стоит. Это специальная велотрасса между столицей и курортной зоной длиной 250км. Маршрут предполагает несколько перевалочных пунктов, находящихся в населенных местах по пути следования велотрассы. Он рассчитан так, чтобы велосипедист проезжал наиболее живописные места и мог чаще делать перерывы для отдыха. В местах остановки, к которым относятся населенные пункты и заправки, предполагается создание магазинов, аптек и пунктов для зарядки электротранспорта (электросамокаты, моноколеса, электровелосипеды). Поскольку данное расстояние не каждый сможет осилить за раз, в середине пути планируется создание гостиницы вместе с заведением общественного питания. В среднем опытный велосипедист на туристическом велосипеде может за день проехать 80-120км в день. Расстояния больше 120км уже требуют значительно большей физической подготовки. Учитывая эти факторы, многим будет удобнее доехать до середины маршрута к главной точке отдыха, где будет расположена гостиница. А на следующий день с новыми силами продолжить путь. Промежуточные точки отдыха в свою очередь помогут сделать дорогу приятнее, а живописные места красивее.

Схема маршрута с указанием промежуточных остановок

Пример размещения велодорожки вне шоссе(слева) и вдоль шоссе(справа).


Итоги. Что зависит от нас в развитии инфраструктуры?

Такие проекты не появляются сами по себе. О них, как правило, говорят люди – простые жители со своими интересами. Чем больше людей говорит о проблеме, тем выше шанс, что её заметят. Указав о её наличии в местное городское управление или, как в нашем случае, в управление архитектуры города, дается начало созданию проекта. Начинается изучение территории, разные способы решения проблемы, объемы работ и эскизные зарисовки. Чем больше и сильнее будет заинтересованность населения в реализации проекта, тем скорее его сделают.

Веломаршрут до Борового отложен не просто так. Чтобы понять, действительно ли нужна городу развитая велоинфраструктура, нужно знать уровень потребности в ней у населения. А без обратной связи от конкретного слоя населения это как гадание на кофейной гуще. Нужны ли велополосы? Или большинство будет ездить по велодорожкам из-за боязни выехать на дорогу? Как это будут воспринимать другие люди?

Кроме развития самой инфраструктуры есть простые человеческие факторы будь то соблюдение ПДД, отношение друг к другу и понимание ответственности за себя. Ведь если пешеходы будут ходить по велодорожкам, автолюбители зажимать на дороге велосипедистов, а сами велосипедисты не будут брать ответственность за последствия своих действий на дороге или тротуаре, то толку от всех нововведений будет мало.

Работы предстоит еще много, но она делается. Медленными и аккуратными шажками.

Эскизы предоставлены управлением архитектуры, градостроительства и земельных отношений города Нур-Султан.

Группа Intsagramm: Centerofurbanism

Специальный корреспондент из Нур-Султана: Игорь Дорошев

1180 2021-01-27