Особенности электротранспорта в Нур-Султане

В последние несколько лет среди средств индивидуальной мобильности в Нур-Султане активно развивается электротранспорт. К ним относятся: электросамокаты, моноколеса, гироскутеры, электроскутеры, сегвеи. Однако не все из них одинаково популярны. Гироскутеры больше считаются детской игрушкой, чем реальным средством передвижения. Сегвей это просто экзотика, которую днем с огнем не сыщешь. Электроскутеры встречаются, но реже. К тому же по своим габаритам мобильными их не назовешь. Наибольшее распространение получили электросамокаты за свою простоту и мобильность. И в меньшей степени моноколеса, но лишь совсем недавно.

Мы рассмотрим всё то, с чем сталкиваются обычно столичные пользователи электротранспорта (далее сокращенно ЭТ), какие имеют плюсы в сравнении с общественным транспортом, отношение к ним со стороны и не только.

Передвижение

Чем же удобен ЭТ? В условиях быстрого темпа большого города ­­— это мобильность и скорость передвижения. На нем удобно передвигаться как по тротуару, так и по дороге. Вам не нужна специальная дорогостоящая одежда или обувь, как на велосипеде, или физическая подготовка. А это значит, что можно поехать на условную встречу в костюме, не тратя время на переодевание и не заботясь о том, что от вас будет неприятно пахнуть. При этом вы доезжаете зачастую быстрее того же автобуса. Это сильно экономит время. К тому же ЭТ можно запросто занести внутрь помещения и поставить заряжаться, пока вы, например, работаете. А вечером уже с полным «баком» поехать домой.

Но это лишь поверхностный сценарий дом-работа-дом. Если вы используете ЭТ не только для поездок на работу, но и вообще при любом удобном случае, то тут возникают некоторые нюансы. О чем и пойдет речь ниже.

Подводные камни.

Во-первых, это отношение к вам со стороны окружающих. Не все водители на дороге адекватно воспринимают владельцев ЭТ. Они к велосипедам то привыкли, скрипя зубами. А тут возникает еще вот это чудо техники. Потому многие начинающие предпочитают ездить по тротуару, ибо безопаснее.

Моноколесо в естественной среде обитания.

На тротуаре уже относятся спокойнее, зачастую смотрят с удивлением, но бывают прецеденты, что словесно посылают на дорогу. В итоге получается, что тебя гоняют между дорогой и тротуаром, как мячик для пинг-понга. Кажется, где-то мы это уже видели…

Во-вторых, это погодные условия. ЭТ напичкан электроникой, которая плохо переносит влагу, грязь и низкие температуры. Да, у него есть определенная защита от такого, но не у всех она сделана должным образом и не все владельцы готовы подвергать своего коня суровым условиям. Потому безопасно можно пользоваться ЭТ примерно 8 месяцев (с середины апреля по середину ноября).

Также стоит упомянуть, что некоторые из основных улиц в столице при сильных ливнях затапливает настолько, что можно открывать филиал Венеции с гондолами. Тонут даже легковые автомобили. По большей части это уже проблема в отсутствии или неработоспособности ливневых канализаций. Исправлять недостаток принялись только в этом году и в дальнейшем предстоит еще много работы.

В условиях дождя отлично защищает гидроизоляция.

В-третьих, это зарядка. Точнее сама зарядка не проблема, проблема найти свободную розетку. И вот тут начинается интересное. Да, в Нур-Султане есть несколько специальных зарядных станций для ЭТ, но их можно пересчитать по пальцам одной руки. Этого явно недостаточно. Чаще всего приходится заряжаться от простого удлинителя, которыми пользуются небольшие ларьки с мороженным или напитками в городских парках.

Но и станции, и парки находятся на улице. Что если вам нужно зарядится в помещении? Например, вы захотели перекусить и пока ждете заказ, поставили самокат на зарядку. Звучит просто, но на деле обстоит иначе. Если зайдете в ТРЦ с ЭТ, то вас может не пустить охрана, аргументируя правилами внутреннего распорядка (правда никто так и не показал, где прописано, что с ЭТ вход запрещен). В этой ситуации лучше сложить ЭТ и нести его уже как сумку или багаж. В большинстве случаев помогает. Это относится не только к ТРЦ, а вообще к любым местам, куда вы можете зайти. Из-за конструктивных особенностей не всякий ЭТ можно привязать тросом или цепью к тому же столбу. Потому иногда приходится его заводить внутрь и нести с собой либо оставлять у входа внутри.

Немного предрассудков

Также имели места быть случаи, когда при подключении ЭТ к зарядке где-нибудь в столовой или кафе, его сотрудники требовали дополнительную плату или вовсе запрещали заряжаться, ссылаясь на то, что ЭТ потребляет много энергии, хотя фактически он берет не более, чем средний игровой ноутбук. Давайте с этим разберемся.

Возьмем популярную модель электросамоката – Xiaomi M365. Время его полной зарядки 5 часов. Максимальная мощность оригинального блока питания составляет 84 Ватта (перемножаем между собой выдаваемое напряжение 42 вольта и силу тока 2А). Возьмем самый дорогой тариф на электроэнергию, что есть в Нур-Султане – 19.08 тенге/кВтч. За 1 полную зарядку самокат потребляет: 84 Ватта умножаем на 5 часов, получаем 420 Ватт. Делим число на 1000, получаем 0.42 Квт. Если каждый день в течении месяца заряжаться от одной розетки, то суммарно у нас выйдет 0.42 * 30 = 12.6Квт. С учетом тарифа по 19.08 тенге это 250тг за месяц. За месяц, Карл!

  

тарифы, введенные от 1 января 2020 года. Взяты с официального сайта АстанаЭнергосБыт.

Хорошо, давайте возьмем самый мощный серийный самокат, что есть на данный момент – Dualtron X2. Мощность его блока питания составляет уже 432 Ватта (6.5А * 66.4В). Время полной зарядки приводного аккумулятора составляет 8 часов. Итого получаем 432*8/1000 = 3,46Квт. В пересчете на месяц это 3.46*30*19.09 = 1980 тенге. Да, это уже значительно больше, но вряд ли владелец ЭТ будет каждый день заряжаться у вас с будучи полностью разряженной батареей.

Данный стереотип применим ко всем видам ЭТ. Причем независимо, хотите ли вы зарядится в общественном заведении или попросить розетку в каком-нибудь частном доме. Реакция может быть одинакова. Благо народ у нас по большей части грамотный и такое редко встретишь.

Инфраструктура и сервисы

Ранее уже говорилось, что в городе есть несколько зарядных станций для ЭТ. Помимо розетки, некоторые оборудованы Usb разъемом для зарядки телефонов или других устройств. Одна из парковок даже включает в себя бдительного(не всегда) охранника. Но таких парковок мало.

В качестве дорожного полотна для ЭТ предлагаются велодорожки, коих чуточку больше, чем зарядок, но все равно не хватает для полноценного передвижения по городу.

та самая станция зарядки с охранником.

Среди магазинов и сервис центров все чуть лучше, чем ничего. Специализированных точек по продаже самокатов и акссесуаров к ним крайне мало. А спортивные или магазины электроники предлагают весьма скудный ассортимент. Основная доля акссесуаров приходится на сервисы и веломагазины. У последних чаще можно найти смежные между вело и ЭТ товары, чем что-то специальное для тех же самокатов.

Основных сервисов в городе два - один из них заточен только на ЭТ, а второй является сервисом широкого профиля. В случае какой-либо специфической или узко направленной проблемы у первого будет больше опыта по сравнению со вторым. Однако сфера эта развивается и не исключено появление других мастерских или расширение спектра услуг у имеющихся. Еще есть просто мастера-электрики, которые могут сделать какой-никакой ремонт ЭТ. Обычно о них становится известно методом сарафанного радио. Но куда бы вы не обратились, имея ЭТ редкой или непопулярной модели, запчасти и комплектующие к ним найти будет сложно.

Популярные виды ЭТ. Самокат, моноколесо, электроскутер

В Нур-Султане, впрочем и не только, самым ходовым ЭТ является самокат. А всё потому, что всё, что требуется от пользователя - это встать и поехать. Не нужно никаких специальных навыков, дополнительной экипировки(кроме шлема) и прочего. К тому же он относительно легкий (кроме мощных представителей) и его можно убрать под стол.

Электросамокат в сложенном и разложенном виде.

А вот с моноколесами всё обстоит иначе. У них другой принцип езды и тут уже не выйдет сразу поехать. Новичку нужно потратить от одного до нескольких дней на то, чтобы научитьтся держать равновесие и в целом уметь в основы управления. Не все имеют столь много терпения в обучении. Потому на моноколеса встают либо упёртые целеустремленные либо уже имеющие опыт или готовые к моральным страданиям учебе люди.

Моноколесо в режиме транпортировки. Этакая сумка-колесо.

Электроскутеры — некий не складной самокат с сидением и очень большими колесами, напоминающий чоппер-байк. На таких ездят единицы. Часто их можно найти в парках, в качестве прокатного транспорта. Большой скоростью они не отличаются, но могут похвастаться более комфортной ездой.

один из представителей электроскутеров.

Исходя из наблюдения и популярности каждого типа ЭТ и то, как часто встречается каждый из них можно сказать, что: визуально на 10 велосипедистов приходится 1 самокатчик, а на 100 самокатчиков приходится по 5 электроскутеров и по 1 моноколесу. Причем электроскутеры могут быть как частные так и прокатные, а моноколеса только частные.

Особенности местности.

ЭТ используется еще не только как внутригородской транспорт, но и как средство для коротких загородных поездок. Некоторые даже пользуются им для перемещения между селом и городом, на небольших дистанциях, конечно. А особенность в том, что в отличии от Алматы, где из-за уклона на каждое отдельно взятое направление будет разный расход энергии, Нур-Султан — это большая плоскость. И потому фактор уклона будет минимально влиять на разряд батареи.

пробный загородный заезд. На такой дороге с подвеской ехать куда комфортнее.

В среднем ЭТ имеет запас хода в 30км. Этого хватит, чтобы добраться, например, до дачи вблизи города или доехать до ближайшего села. Конечно, тут уже нужно тщательно считать каждый процент, чтобы не встать посреди дороги, но имея при себе дополнительную батарею, надежного товарища или розетку в месте отдыха, это не проблема.

 Дорога к селу Жибек-Жолы, расстояние от города 20км. Удобно, но только если в точке назначения есть место для отдыха и зарядки.

Сообщество и группы

В Нур-Султане есть лишь одно крупное сообщество, позиционирующее себя как объединение владельцев электротранспорта «RiderClubKZ». Оно создано с целью защищать и продвигать интересы владельцев ЭТ. От его имени уже сформированы предложения в законопроект по средствам индивидуальной мобильности(СИМ) для рассмотрения на государственном уровне. Основной костяк группы представлен владельцами электросамокатов, но среди них есть также владельцы электровелосипедов. Также силами участников создана карта, где указаны метки наиболее востребованных мест для ЭТ – места сбора, зарядные станции, велодорожки и прочее.

 

Подпись к фото: официальный логотип местного сообщества.

Итоги

ЭТ это молодая ветка в развитии мобильного транспорта. Еще 5 лет назад о нем было мало что известно. А теперь это уже полноценное движение. Начавшее свой путь примерно 3 года назад, с каждым новым сезоном оно растет всё большими темпами. Сейчас электротранспорт это тот небольшой кусочек киберпанка, который мы действительно заслужили. И будем развивать.

Специальный корреспондент из Нур-Султана: Игорь Дорошев

1388 2020-11-24