Велопрогулка из Нур-Султана в Бурабай

Всем добрый день! Хотел бы рассказать немного о своей поездке из Нур-Султана в Боровое на МТБ. Скажу сразу, что ехал я не для демонстрации силы и не для испытания самого себя, а просто для развлечения: побыть одному на природе. Если ехать на скорость, конечно-же этот маршрут можно проехать гораздо быстрее.

Итак, маршрут проходил слева (к западу) от основной магистрали Нур-Султан-Щучинск через населенные пункты: Елизаветинка (Бозайгыр), Шортанды, Раевка, Гуляй-Поле, Урюпинка, Наумовка, Пушкино, Вознесенка, Ковалевка, Клинцы, Кульстан, Урумкай, Дмитриевка, Щучинск.

Маршрут поездки

По этому маршруту когда-то давно, если не ошибаюсь, лет 6-7 назад я уже проезжал в компании. Тогда было ОЧЕНЬ жарко. Воду приходилось не только пить, но и поливать ей голову. Поэтому, когда я решил повторить этот маршрут в одиночку в августе 2018 года, по старой памяти, я взял с собой очень много воды – 12 литров. Забегая вперед, в поездке было достаточно холодно, и можно было брать вполовину меньше. Но тут, к сожалению, не угадаешь: в жару и 12 литров было бы мало, а пополнить запас воды за Шортандами особенно было негде, если не считать уличных колонок. Помимо воды из съестного брал с собой тушенку, консервированную кашу, хлеб и разного рода сладости и орехи для перекуса в дороге.

Из одежды помимо велоформы – плащ-дождевик, флисовку, ветровку, ну и спортивные штаны, чтобы передвигаться вечером у палатки.

Из туристического оборудования брал палатку (быстроустанавливающаяся, о ней еще позже), спальник, каремат, газовую горелку с баллоном, ну и посуду.

Из инструментов: набор шестигранников, выжимку цепи, две камеры, ремкомплект, насос, покрышку, замок для велосипеда и на всякий случай – запасной багажник. Кому-то покажется, что покрышка и багажник – это излишне, но по опыту прошлых поездок, бывает, что и они подводят. В одной из предыдущих поездок у попутчика начал вылазить корд из покрышки, а багажники бывает, что гнутся.

Брал с собой также второй телефон для навигации и повер-банк на 20000 миллиампер-часов. Его хватило с запасом.

Все это сложил в рюкзак-«велоштаны» от «Манарага» на 60 литров и небольшой заплечный рюкзак. На фото весь скарб до и после погрузки.

Сбор в поездку

Для навигации использовал отличное приложение для Андроид, которое называется «Советские военные карты». Его про-версия позволяет загрузить для просмотра оффлайн неограниченное количество космоснимков, топографических советских карт, основу от OpenStreetMaps, и многое другое. Ну и ваше местоположение на карте и относительно маршрута, который можно открыть в формате KML, конечно-же тоже показывает. В условиях велопоездок по Казахстану, где большинство грунтовых дорог на картах не отмечено, а если и отмечено, то далеко не факт, что они действительно проходимы, приложение становится незаменимым, так как оно позволяет на ходу сориентироваться, как перестроить маршрут, чтобы объехать сложный участок. За про-версию разработчики просят денег, но за такое заплатить не жалко. А вот для IOS никаких аналогов, которые хоть немного близки к функционалу «Советских военных карт» я не нашел. Сам маршрут был построен в Google Earth. И дополнительно проверен по снимкам системы Bing. При планировании собственных маршрутов, по крайней мере, по Северному Казахстану, рекомендую ориентироваться на весенние снимки, которые по времени соответствуют половодью. В этом случае большинство низин будет заполнено водой, и маршрут можно составить так, чтобы в поездке избежать проезда через сильную грязь даже во время дождя.

Дополнительно мой знакомый и товарищ по предыдущим поездкам буквально заставил меня сделать вот такую «колбасу» с картой маршрута на водоотталкивающей бумаге. Он переживал, что навигатор меня подведет. Забегая вперед, «колбаса» оказалась невостребованной, и до сих пор лежит у меня в шкафу.

Распечатка космоснимков вдоль маршрута

Ехал на велосипеде Centurion Backfire N8. В целом, всем доволен, за всю поездку он меня не подвел ни разу, даже камеры остались целы.

Выехал в маршрут в 6 утра и до Елизаветинки (Бозайгыр) ехал между железной дорогой и автобаном Нур-Султан-Щучинск. На этом участке отличные грунтовые дороги, грязи и болот нет. Единственная проблема – дороги постоянно раздваиваются, ветвятся и норовят увести тебя от ЖД в сторону трассы. Приходилось время от времени сверяться с навигатором.

Дорога от Астаны до Елизаветинки (Бозайгыр)

В Елизаветинке сделал первый большой перерыв (минут на 20) на вот такой атмосферной советской заправочной станции.

Советская АЗС в Елизаветинке (Бозайгыр)

После перерыва, как и раньше между железной дорогой и трассой двинулся в сторону Шортанды. Грунтовая дорога иногда подходила непосредственно к железной, иногда отдалялась от нее достаточно сильно. Перед Шортанды дорога полошла почти вплотную к трассе, и я уперся в болото. По нему, конечно, при особенно сильном желании можно было пройти пешком, но я решил выйти на трассу и проехать по ней до ближайшего кемпинга, буквально метров 500-700. После кемпинга снова съехал на грунтовую дорогу, и до самых Шортанды она была вполне приемлемой. Но вот после дождя проехать по ней могло бы быть сложнее – там низины, так что, если решите повторить маршрут, продумайте эту проблему.

В Шортанды пообедал, сделал часовой перерыв. К этому времени уже стало достаточно жарко, а следующий отрезок пути – до деревни Гуляй-Поле, проходил по открытой местности, практически без деревьев. Проехав через Шортанды, я свернул на запад, перпендикулярно автобану. Около 20 км до деревни Раевки ехал по асфальту. Асфальт неплохой, можно даже ехать на шоссейнике при желании. Доехав до Раевки, я уже прилично запарился, так как температура поднялась до 30-32 градусов.

За Раевкой с асфальта свернул на грейдер. Ехать по нему легко, но некомфортно. Испытание для 5-й точки приличное. Как по мне, лучше проехать по пыльной или грязной грунтовке, чем по грейдеру. По грейдеру добрался до деревни Гуляй-Поле, и отъехав от нее километров 15 остановился на ночлег. Правда, по пути снова уперся в низину, которую на этот раз обходить не стал, а потихоньку провел велосипед пешком.

Деревня Гуляй-Поле

Пару слов о палатке. Она раскладывается, как зонт – достаточно просто потянуть за нужный шнур. В итоге ставится за 40 секунд, включая время, необходимое, чтобы вбить колышки в землю. Недостаток: она чуть тяжелее большинства велосипедных палаток, и не особенно теплая. Но я предпочел везти с собой лишние 500-700 грамм, но исключить риск промокания под потенциально возможным дождем, пока ставлю палатку. Я пользуюсь связью Теле2, и уже после Раевки связь пропала и не появлялась аж до Урумкая. Имейте в виду, лучше всего в поездку по этому маршруту лучше брать Билайн.

Первая ночевка

На следующий день погода стала пасмурной, периодически шел слабый дождь, который был скорее приятным, чем мешал. И так как можно было не опасаться послеобеденной жары, я решил выехать чуть позже, около 9:30. До обеда дорога шла, в основном между полей, иногда проходя вдоль небольших лесов. Проехал через деревню Урюпинку, где на всякий случай пополнил запасы воды из колонки на улице, деревню Наумовку.

За ней стали чаще появляться леса, ехать стало гораздо приятнее. Около 16 часов на подъезде к очень небольшой деревне Пушкино встретил двух рыбаков на машине. Они очень заинтересовались моей поездкой, но никак не могли понять, зачем мне это нужно, если я не спортсмен и не участник марафона. Они были очень гостеприимными, предлагали и довести до Борового, и переночевать у них, и поставить палатку во дворе. От всех предложений я, конечно-же отказался, но попросил телефон, чтобы позвонить переживающим родственникам и дать знать, что со мной все в порядке (напомню, что от Раевки сигнал Теле2 пропал, и весь день связи не было). Телефон мне, конечно, дали, потом еще и сопроводили до Пушкино, где, как оказалось, бывший Аким сельского округа праздновал юбилей. В итоге меня еще и пригласили к столу. Огромное спасибо жителям Пушкино за гостеприимство.

Дорога между Гуляй-Поле и Вознесенкой

С полным желудком я двинулся в сторону Вознесенки по грейдеру. Там произошла вторая интересная встреча. Как я уже говорил, мы проезжали по этому маршруту 6-7 лет назад, и в ту поездку было очень жарко. На подъезде к Вознесенке у нас практически кончилась вода, и мы рассчитывали пополнить ее в магазине или в колонке. Деревня достаточно крупная, и мы были уверены, что проблем не возникнет. Но оказалось, что в Вознесенке есть проблемы со скважинной водой: она имеет ярко выраженный сероводородный запах. Магазины-же в ту поездку были закрыты. Местный житель Григорий, увидев наши метания сам предложил нам набрать воды, за что ему огромное спасибо! Прилагаю фото Григория из той поездки.

Житель Вознесенки Григорий набирает нам воду в предыдущую поездку (примерно 2015 год)

Так вот, во вторую поездку дефицита воды у меня не было, но в Вознесенке я решил сделать небольшой привал. Пока отдыхал, ко мне подошел представитель местного акимата Талгат (он очень просил сделать фото, ну а мне было не жалко). Ну а еще через несколько минут подошел и Григорий, снабдивший нас водой в предыдущую поездку.

 

Фото с жителем Вознесенки Талгатом

Попрощавшись с Григорием, я выехал из Вознесенки и заночевал в лесу неподалеку. Ночью резко похолодало. Температура опустилась с 20 градусов до 9-10. Поднялся сильный встречный ветер. Поэтому ранним утром я быстро собрал вещи и решил, что лучше согреться в движении. Дорога вновь вышла на открытое пространство, занятое полями. Из-за ветра скорость резко снизилась, и первые 30 км я ехал не быстрее 10-12 км. Я уже начал задумываться о том, что такими темпами придется делать 3-ю ночевку, но к счастью, скорость ветра чуть снизилась, а дорога после деревни Ковалевка стала поворачивать, и ветер превратился из встречного стал боковым, а затем и попутным. От Ковалевки до Урумкая идет очень неплохой грейдер, который проложен по склонам, занятым очень живописными полями. Ехать очень приятно. Но вот на вьезде на этот грейдер низина с глинистым дном. Даже в сухую погоду проехать по ней сложно. Будьте готовы, что придется пару раз прыгнуть с велосипеда в грязь.

Дорога от Ковалевки к Урумкаю

На подъезде к Урумкаю погода становилась все более и более пасмурной, а в самом Урумкая ливанул очень сильный дождь. Но тут сильнее всего за эту поездку проявилось мое везение: за Урумкаем началась отличная асфальтовая дорога. По грунтовке в такой дождь ехать бы не получилось, пришлось бы ставить палатку и продолжать движение только после дождя.

За оставшиеся 30 км до Щучинска я промок насквозь, но так как ехал под сильный попутный ветер со скоростью под 30-35 км/ч, и уже точно осознавал, что смогу доехать до места назначения, настроения это не испортило. В Боровом был около 17:00. Переночевал в зоне отдыха, а на следующий день на машине вернулся в Астану.

Боровое

Сбор назад в Астану

Основные выводы из поездки:

  1. «Советские военные карты» - must-have приложение для велотуризма
  2. Лучше брать больше сладостей и меньше «тяжелой еды»
  3. Прогноз погоды может не оправдаться КАРДИНАЛЬНО. Лучше быть готовым ко всему, включая дождь и холод
  4. При следовании по маршруту, который я проехал, между Раевкой и Урумкаем, а это основная часть маршрута, практически негде пополнить запас воды, и нет никакой связи кроме Билайна.
  5. Местные жители очень гостеприимны, но лучше этим не злоупотреблять. Лично я предпочитаю ночевать в хвойных лесах (там меньше комаров) километров за 5-15 от населенного пункта.

 

Планирую повторить маршрут этим летом, но уже без ночевок.

Всем удачи в Ваших поездках!

Специальный корреспондент из Астаны Владимир Дехнич

 
 
5639 2021-04-30