Словарь вело-терминов. Часть 1

Хотели знать велосипедные термины и сленг, но не знали где спросить? Мы всё нашли, знакомьтесь

Адмирал - человек, сидящий сзади на тандеме (сленг)

Алюминий (Al) -основной компонент сплава металлов, применяемого для изготовления велосипедных рам. В обиходе такая рама называется алюминиевой.

Амортизатор (damping unit) - устройство для поглощения и гашения колебаний. Сама пружина не является амортизатором, потому что пружина не гасит колебания, а только воспринимает их и отрабатывает обратно. Назначение амортизатора - погасить обратный ход пружины. В велосипеде применяются передний амортизатор (в передней вилке) и задний амортизатор (в задней части рамы). Иногда в отношении амортизатора употребляют термин "подвеска", хотя подвеска - более сложное устройство, включающее в себя амортизатор с пружиной.

Амортизационная вилка - передняя вилка со встроенным механизмом амортизации. Механизм амортизации принимает на себя и смягчает удары, которые приходятся на колеса во время езды, и таким образом на раму передается намного меньше тряски и ударов.

Анаболики - медицинские препараты, относящиеся к группе запрещенных стимулирующих средств. Зачастую используются спортсменами в любительских соревнованиях для демонстрации завышенных результатов.

Аудакс - разновидность командного марафона.

Ашан-байк - велосипед неизвестного производства, обычно очень дешевый

Багажник - металлическая конструкция над колесом, позволяющая разместить на себе груз. Самый распространненый вид багажника - над задним колесом, но можно устроить багажник и над передним колесом.

База (wheelbase) - расстояние между осями передней и задней втулок колес.

Байк - жаргонное название горного велосипеда.

Балансир - деталь ручного тормоза типа кантеливер. Балансир представляет из себя широкий металлический крючок, который винтом закрепляется на тросе, выходящем из тормозной рукояти, и держит на себе короткий тросик, соединяющий два тормозных рычага.

Бани-хоп  - бани-хоп делается за счет поднятия переднего колеса и резкого выброса тела вперед.

Барабанный тормоз - тормозное устройство, располагающееся во втулке переднего или заднего колеса. Главное отличие барабанного тормоза от ножного заключается в способе, которым они приводятся в действие. Ножной тормоз посредством задней звездочки и цепи связан с передней звездой и приводится в действие обратным ходом педалей. Барабаный тормоз посредством тормозного тросика связан с тормозной рукояткой, располагающейся на руле, и приводится в действие этой рукояткой.

Барашек - специальная гайка с рукоятками, предназначенная для крепления колес на велосипедах и их быстрого съема без применения гаечного ключа.

Баттинг (butting) - Переменная толщина стенок труб, применяющихся в производстве рам. В более нагруженых местах(крепление труб в районе каретки и рулевого стакана) более толстые стенки, позволяет снизить вес при той-же прочности.

Бачок питьевой (велофляга, фляга) - пластмассовый бачок для воды, который закрепляют на косой раме.

Биение - в обиходе означает отклонение от нормального состояния боковой поверхности обода или его периметра. Биение может также встречаться и на передних звездах.

Блок - Щиток, предохраняющий ходовую часть заднего переключателя от "паребриков".

Бобышка - концевик тормозного тросика, вставляющийся в тормозную ручку.

Болт - вид крепежа с резьбой. Отличается от винта тем, что шляпка болта делается под ключ.

Бонификация - Премиальное время, присуждаемое за победу на промежуточном и окончательном финише и вычитаемое из общего результата.

Бонус - Приз, вознаграждение, поощрение спортсмена-велосипедиста. О бонусах чаще всего идет речь при проведении любительских соревнований, туров.

Борт - жесткий край шины. Обычно выполнен из проволоки и иногда из искусственного волокна Kevlar.

Борт (трека) - Деревянное обрамление внешней линии полотна велосипедного трека.

Бревет - квалификационное соревнование, необходимое для участие в основном соревновании. Участников бревета именуют рандоннерами (франц.). Это движение имеет широкое распространение в Европе. В России самый известный клуб по организации бреветом - Балтийская Звезда из Санкт-Петербурга.

Бросок - Маневр, тактический прием ведения гонки, связанный с резким ускорением в целях изменения позиции гонщика в группе или скорейшего достижения финиша (финишный бросок).

Брызговик - резиновый или пластмассовый лоскут, который прикрепляют к переднему крылу для лучшей защиты велосипеда от грязи. В отличие от автомобильных, велосипедные щитки почти все самодельные.

Бустер (booster) - подковообразная усиливающая рамка, устанавливаемая на перья вилки совместно с тормозными рычагами. Бустер противодействует изгибу перьев вилки при торможении. Бустер - дополнительная арка, горилла, ставящаяся на крепления ободных тормозов.Он воспрепятствует раздвиганию задних перьев или ног у вилки при торможении, что позволяет увеличить мощьность ободных тормозов.

Вагон - небольшая группа гонщиков в групповой шоссейной гонке.

Велобол - (от вело(сипед) и англ. ball - мяч), спортивная командная игра в мяч на велосипедах. Играют 2 команды по 2 человека в каждой. Задача спортсмена - направить мяч в ворота противника передним или задним колесом велосипеда, туловищем или головой. Проводится на земляной, асфальтированной или деревянной площадке. 

Велодром - специальный стадион с велодорожками, имеющие деревянное покрытие, синоним слова "велотрек". Предназначение - соревнования по велотрековым гонкам. Замкнутое овальное кольцо для соревнований по велотрековым гонкам.  Среди трековых дисциплин различают — гонка на выбывание, гонка за лидером, преследование, спринт, кейрин (японский вариант).

Велокомпьютер - техническое устройство, обычно закрепляемое на руле велосипеда. Обычно состоит из двух частей - собственно электронного блока с индикатором и датчика оборотов колеса. На спице колеса устанавливается небольшой магит, а на передней вилке - датчик, представляющий собой геркон. Он соединяется проводами с электронным блоком, который устанавливается на руле. Существуют и беспроводные велокомпьюетры, у которых связь между датчиком и электронным блоком осуществляется по радио.

Велокросс - вид велосипедных гонок по пересеченной местности на дистанции от 15 до 50 км.

Веломопед - специальный вариант обычного мопеда, движение которого от двигателя внутреннего сгорания совмещено и неразрывно связано с педальным приводом для обеспечения плавного хода и контроля скорости движения. Веломопед широко используется для тренировок на трек.

Велосипед - транспортное средство, приводимое в движение мускульной силой человека ("быстрая нога" - перевод с лат.)

Велостанок - приспособление для тренировки велогонщика на месте в условиях, приближенных к реальной езде на велосипеде.Часто путают с велотренажером, отличается тем, что является, как правило, устройством, на которое устанавливается реальный велосипед.

Велотрусы - велосипедки, памперсы, обтягивающие штаны для езды на велосипеде. Хорошие велосипедки скроены из 6-8 деталей, анатомически, «с круглой попой»; сшиты из быстро сохнущей синтетической ткани и имеют «памперс» - специальную прокладку из мягкого материала, облегчающую длительные и тяжелые поездки.

Велотур - крупная велосипедная шоссейная многодневная гонка, обычно организуемая по традиционному маршруту между городами.

Велотуфли - туфли специального покроя, применяемые для велосипедных гонок.

Велошлем - специальный головной убор велогонщика, предназначенный для защиты от ударов при падении.

Велошмело  - велосипедное ругательство

Велоэргометр - устройство с приводом велосипедного типа, предназначенное для экспериментов по оценке энергозатрат при выполнении работы.

Ви-брейк - Тормоз

Вилка - передняя (задняя) часть рамы для установки колес.

Вилли - Езда на заднем колесе

Вираж - поворот велосипеда, в спортивной терминологии чаще употребляется применительно к наклонной части полотна велосипедного трека или к повороту полотна дороги.

Восьмерка - торцовое биение колеса.

Втулка - шарикоподшипниковый узел колеса велосипеда, в котором смонтирована ось колеса и фланцы для набора спиц.

Вуэльта - это испанская супермногодневка, продолжающаяся три недели, одна из трех известнейших в мире наряду с Тур-де-Франс и Джиро д'Италия. Проходит на территории Испании в августе-сентябре. Финиш по традиции проводится в Мадриде.

Вынос (вынос руля) - Муфта для крепления руля к штоку вилки над рулевым стаканом (в виде кронштейна Г-образной формы для установки руля). Различаются по методу изготовления (сварной, литой, фрезерованный), геометрии и количеству крепёжных болтов.

Гандикап -  вид гонок, в которых одному или группе гонщиков предоставляется преимущество во времени или в расстоянии.

Геометрия рамы (велосипеда) - Размерности рамы и велосипеда в целом. Влияют на управление на большой/малой скорости, выдергивание и т.д.

Гидролиния - связующая часть между тормозной ручкой и каллипером(тормозная машинка), педставляет собой пластиковую трубку (различного сечения, с разнным количеством слоёв, и армированием)-взависимости от назначения и производителя, в которой находится тормозная жидкость служащая для передачи тормозного усилия от ручки каллиперу.

Гидроформинг - Особенность изготовления рамы велосипеда (используется обычно на главной трубе) для усиления прочности конструкции. Имеет выпуклый форменный вид. Еще могут называть "гидроформовкой". 

Гидравлическая формовка - недорогой вариант придания формы алюминию или латуни. Широко применяется при конструировании автомобилей, а также и в велоиндустрии - для придания формы алюминиевым рамам. Благодаря гидроформингу мы получаем в хорошем качестве рамные трубы с переменной толщиной стенок, что содействует увеличению прочности в определённых местах (куда прикладывается наибольшая нагрузка) и снижению общего веса конструкции.

Гироротор - термин, применяемый в bmx-терминологии. Это деталь, которая расположена на трубе рулевой колонки и представляет с собой подшипник с креплениями для тормозных тросиков. Это особый тип ротора с особенностью конструкции, благодаря которой исключается механическое трение ротора. Ротор не крутится вокруг штока, как это сделано в других роторах, а касается только самого троса. Плюс к этому, вращающаяся часть ротора работает на шарикоподшипниках, что также уменьшает силу трения во время повотора.

Гит - вид велосипедной гонки на треке со стартом с места. Классическим видом гита является гонка на 1000м.

Глагол - то же, что и подседельный штырь.

Глухарь  - велосипед без свободного хода.

Головка - небольшая группа гонщиков, идущая впереди основной группы.

Гонка - соревнование в скоростных видах велосипедного спорта. Однодневная - проводится в течение одного дня. Многодневная - проводится в течение нескольких дней. Шестидневная - проводится в течение шести суток для профессионалов и шести дней для любителей.

Гонщик - спортсмен, выступающий в скоростных велосипедных гонках. Активный - набравший максимальное количество премиального времени или очков за активное ведение гонки или победу на финише. Горный - набравший максимальное количество премиального времени или очков

Горилла - арка перекинутая через колесо от одной штанины к другой на вилке, для придания б0льшей жёсткости и более равномерного распределения нагрузок.Для большей эффективности Ви-Брейков нередко ставят дополнительную гориллу - Бустер

Грегори - спортсмен, подчиняющий свои личные интересы командной борьбе или интересам лидера команды (профессиональный велотермин). 

Грипсы - мягкие накладки (ручки) на концах руля. Служат для эргономики управления велосипедом. Могут изготавливаться из различных материалов типа пластика, резины, пены, поролона, гелевых материалов, реже - кожи. Казалось бы, незначительная деталь, однако имеет важное значение для создания комфорта велосипедиста. Бывает, приходится перепробовать не один десяток грипс, прежде чем найдешь свои любимые.  Как правило, грипсы идут в комплекте с велосипедом, однако штатные ручки не всегда подходят ездоку. Для того, чтобы их поменять, может потребоваться немало усилий. Обычно для такой процедуры используют спирт или воду. На недорогие велосипеды в основном ставят либо жесткие, либо поролоновые грипсы. Жесткие - хороши тем, что имеют высокий запас прочности, изнашиваются довольно долго, но от них могут появляться мозоли. Поэтому необходимо обязательно использовать перчатки. Поролоновые ручки быстро приходят в негодность, "потеют" и сваливаются с руля. Грипсы средней жесткости обеспечивают надежный захват руля, и также обладают долговечностью. Мягкие грипсы чаще используются в экстремальном катании, так как спортсменам необходим максимальный четкий захват руля. Безусловно, грипсы, несущие немалую функциональную нагрузку и являясь ярким элементом дизайна современного велосипеда, необходимо подбирать под себя индивидуально, под свой стиль катания и свои физиологические особенности.

Грипшифт - (от англ. GripShift -"переключение ручкой") манетка, где переключение передач осуществляется путём вращения ручки вокруг оси руля (в одну сторону для понижения передачи, в другую - для повышения). Обычно грипшифт идёт как продолжение грипсы, для многих это является "+" такого типа манеток, так как в целом длина ручки получается больше
Исторически считается самой недорогой и самой надежной конструкцией, так как при падении меньше подвергается поломкам. Однако для самого переключения требуется больше усилий, чем, например, на триггерных манетках, поскольку необходимо снимать руку с грипсы и обхватывать шифтер. Наиболее популярные производители манеток-грипшифтов - всемирно известные компании Shimano и Sram.

Данджер райд или Педестриан райд (Danger ride, Pedestrian ride) - Вид экстремального катания по пешеходным зонам маневрируя, держа баланс, итп, тем самым обучение или улучшение навыков владения байком (пешеходы являються чем-то вроде препятствий). Предупреждение! Опасно, лучше не рисковать, но адреналин присутствует!

Джиро д'Италия - знаменитая веломногодневка, проходящая по территории Италии. Является одним из самых авторитетных соревнований подобного плана, наряду с такими грандами, как Турд-де-Франс и Вуэльта. Проводится в летний период. Победителем гонки в 2011 года стал испанец Альберто Контадор (второй раз в своей карьере). Россияне последний раз выигрывали гонку в 2009 (Денис Меньшов). Помимо основного соревнования, проводятся Джиро для женщин и для юниоров.
«Джиро д’Италия» отличается необычным цветом майки лидера генеральной классификации (привычный для обывателя цвет лидерской майки - желтый). Розовая майка имеет такой цвет ввиду розового цвета страниц Gazzetta dello Sport.

Допинг - препарат, употребляемый для искусственного возбуждения организма гонщика.

Драйлер - то же, что и переключатель (устар.)

Дроп - Прыжок вниз с чего-либо. Также Дропом называют место/конструкцию, откуда можно совержить спрыгивание.

Дропауты - выступающая часть вилки/рамы, в которую вставляется переднее/заднее колесо. Бывают горизонтальными, что позволяет сдвигать колесо, лучше натягивать цепь на велосипедах с одной скоростью, а также изменять геометрию байка

Инструмент - набор велосипедных инструментов включает в себя ключи обычные и специальные, отвертки, съемники, монтажки, выжимку и т. д.

Каденс - частота вращения педалей. Измеряется числом оборотов в минуту.

Калипер - Часть дискового тормоза, которая крепится за уши к раме/вилке, и при нажатии на тормозную ручку, прижимает тормозные колодки к ротору.

Камера - кольцевая резиновая трубка, являющаяся основным амортизационным элементом для колеса. Устанавливается на колесо под покрышку. Воздух в камере удерживается с помощью вентиля. Канавка подшипника: круговое проточенное углубление в чашке и конусе подшипника, служащее беговой дорожкой для шариков.

Кантеливерный тормоз (кантеливер) - консольный тормоз с центральной тягой. Это значит, что трос, идущий из тормозной рукоятки, осуществляет тяговое усилие через центр тросика, соединяющего оба рычага. В случае, когда тормозной трос проходит через раздвоитель тросика, а не закрепляется в балансире, принцип остается тем же - тяговое усилие передается равномерно на оба рычага. У кантеливерного тормоза рычаги более изогнуты, чем у тормоза ви-брейк, что позволяет им (рычагам) отходить от обода на больший угол. Поэтому кантеливерный тормоз менее требователен к прямизне обода, но и проявляет меньшую жесткость при торможении, чем тормоз ви-брейк.

Караван - большая группа гонщиков в шоссейное велосипедной гонке.

Карбон (carbon) - углепластиковый материал, применяемый для изготовления рам.

Каретка (bottom bracket) - узел, помещающийся в кареточной трубе. Каретка состоит из вала (оси) каретки, подшипников и двух шатунов.

Кареточная труба - самая нижняя и самая короткая труба рамы, в которой помещается кареточный узел.

Картридж (cartridge bearing) - неразборный подшипник. В зависимости от вида узла в картридж может входит и ось. В велосипеде картридж применяется в механизме каретки. Hеразборные подшипники не требуют регулировки люфта и при износе просто заменяются.

Кассета (cogset, cassette, cluster) - неразборный узел задних ведомых звездочек.

Катафот (reflector) - светоотражатель. Пластиковая деталь, предназначенная для отражения попадающего на нее света.

Квартуплет - четырхместный велосипед.

Квинтуплет - пятиместный велосипед.

Кевлар (kevlar) - искусственное волокно, применяемое при изготовлении покрышек.

Кейрин - велотрековая дисциплина, придуманная японцами в 1948 году, проводится исключительно среди мужчин. Дисциплина в велотрековых гонках. Кейрин был придуман в Японии в 1948 году. Эта спринтерская велосипедная гонка на треке за лидером была включена в олимпийскую программу в 2000.  Первый олимпийским чемпион - Флориан Руссо (Франция). Гонщики стартуют одноременно группами в составе от 6 до 9 человек. Перед гонщиками едет мотоциклист, стартующий со скоростью 25 км/ч и постепенно повышающий свою скорость. За несколько кругов до финиша, мотоциклист покидает трек. После этого гонщики соревнуются в мощнейшем спринте, победителем считается первый пересекший финишную черту. Скорость гонщиков на финишной прямой достигает 70 км/ч. Велосипеды используемые для кейрины должны быть изготовлены из стали. Обычно велосипеды производятся вручную. Цены на рамы для таких велосипедов составляют от 1000 до 2500 $.

Клещевой (бесконсольный) тормоз - состоит из двух скоб, подвешиваемых на винте, который закрепляется в коронке передней вилки над передним колесом и в перемычке между перьями задней вилки над задним колесом. Клещевые тормоза бывают с центральной тягой и боковой тягой. В клещевом тормозе с боковой тягой тормозной трос соединяет две несимметричные скобы по одну сторону колеса. Трос проходит через рычаг левой скобы (на который опирается рубашка троса) и закрепляется винтом в рычаге правой скобы. В клещевом тормозе с центральной тягой две симметричные скобы соединены промежуточным тросиком, который с помощью крючка балансира подвешен на тормозном тросе. Тяговое усилие осуществляется на центр промежуточного тросика, что помогает устранить перекос скоб.

Клин - деталь крепления некоторого вида шатунов к валу каретки. Представляет из себя небольшой цилиндр с плоской лыской и резьбовой частью.

Клинчер - очень узкая покрышка для колес спортивных велосипедов. Для клинчерной покрышки употребляется специальная узкая камера, и часто клинчером называют комплект покрышка-камера.

Клиренс - минимальное расстояние между поверхностью дороги и нижней точкой велосипеда - передней шестерней цепного привода (дорожный просвет).

Ключ для конусов - похож на рожковый ключ, но самые кончики его захватов отогнуты в перпендикулярной ключу плоскости.

Ключ для трещотки (для откручивания конуса трещотки) - представляет собой плоскую рукоятку с двумя штырьками для отверстий в конусе трещотки.

Ключ рожковый - самый распространенный вид ключа для шестигранных гаек. Плоская головка ключа имеет открытый вырез для гайки. Бывает - велосипедный ( со специальной ниппельной резинкой), автомобильный. Трубчатый: еще один вид ключа для тех шестигранных гаек, которые утоплены в каком-либо узле и которые невозможно ухватить рожковым ключом. Головка трубчатого ключа представляет собой небольшой цилиндрик с продолбленным или отштампованным шестигранным углублением, может иметь различные способы крепления к рукоятке, с помощью которой и осуществляют вращение головки. Шестигранный: ключ для винтов, которые имеют круглую головку с шестигранным углублением. Ключ представляет собой Г-образно изогнутый (иногда Z-образно изогнутый) шестигранный стержень. Комбинированный (семейник): специфический велосипедный ключ, представляющий собой металлическую пластинку со множеством отверстий и углублений в середине и по периметру для различных гаек. Очень неудобный и быстро ломающийся ключ. Единственно важный элемент такого ключа - это полукруглый вырез с зацепом на его крае для круглых гаек с прорезями. Такие гайки (контргайки) встречаются в кареточном узле и на рулевой колонке. Ниппельный : ключ для спицевых ниппелей. Может иметь различную форму, но основной элемент такого ключа - двугранная прорезь размером под ниппель. Есть еще два вида специфических велосипедных ключей, именуемых по своему назначению:

Колесо (wheel) - служит для качения велосипеда. Комплект колеса включает в себя обод, спицы, втулку, камеру (при условии, что покрышки не бескамерные) и покрышку.

Коломбус - штангенциркуль с глубиномером.

Колонка рулевая - рулевой стержень передней вилки в сборе с головной трубой и подшипниками.

Консоль тормозного рычага - короткий металлический штырь, приваренный к перьям вилки (задней и передней), на который крепится тормозной рычаг.

Консольный тормоз - вид ручного тормоза, у которого тормозной рычаг крепится на консоль рамы. Такой способ обеспечивает более жесткое торможение по сравнению с клещевым тормозом. Консольные тормоза бывают двух видов: кантеливерные и ви-брейк.

Контактная педаль (clipless pedal, SPD pedal) - педаль с встроенным механизмом фиксации велотуфли.

Контргайка - гайка, навинчиваемая на ось сразу после конуса и служащая для закрепления конуса на оси. Контргайка может иметь различную форму в различных узлах. На осях колес - это обыкновенные шестигранные гайки. В кареточном узле - это плоская круглая гайка с несколькими двугранными вырезами по периметру гайки. На рулевой колонке это может быть круглая выпуклая гайка, нижний край которой имеет двугранные вырезы.

Конус подшипника (cone) - деталь подшипника, навинчиваемая на ось. Имеет на внешней поверхности беговую дорожку для шариков.

Корд - проволока, заделанная в края покрышки для придания ей жесткости.

Коробочка - прием тактической борьбы, выражающийся в преднамеренном окружении соперника заинтересованными гонщиками-конкурентами, что исключает возможность его свободного перемещения в группе в данный момент гонки.

Коронка передней вилки - у некоторых велосипедов (типа отечественных "Турист") - срединная поперечная часть вилки. В коронку впаиваются перья вилки с одной стороны, и с другой стороны - рулевой стержень. У современных велосипедов: Корона: часть Амортизационной Вилки. В Корону Впрессовываются/крепятся Ноги и Шток Также существуют Двухкоронные вилки: одна корона снизу рулевого стакана, другая - сверху. Две короны применяются для длинноходных вилок, рассчитанных на большие нагрузки.

Косая труба - труба, соединяющая рулевую и кареточную трубы рамы.

Косынки (сленг) - куски алюминия, специальной формы, навареные на раму (или другой предмет) в места особо сильной нагрузки для увеличения прочности данного места.

Котелок (сленг) - лёгкий шлем без защиты челюсти.

Кривошип - стержневая деталь, монтируемая на ось каретки велосипеда, на которую устанавливается педаль (то же, что и шатун).

Кросс-кантри - вид соревнований для внедорожных велосипедов, гонка по сильно пересеченной местности. Дистанция кросс-кантри состоит из нескольких кругов длиной около километра и в целом составляет обычно 10 км.

Кроссинг - запрещенный прием ведения гонки, выражающийся в резком изменении напраления движения гонщика и создающий опасность падения для других гонщиков.

Крыло (щиток) - пластмассовая или металлическая деталь над колесами, служащая для отражения грязи при движении.

Читать продолжение

velodrive.ru

7434 2017-03-20