Вело-Астана на карантине

С начала большой пандемии прошло уже почти полгода, и слова «корона», "ковид-19" и "коронавирус" прочно засели в нашем сознании. Но вызывают они уже больше не страх, а раздражение. Ведь когда каждый день о нем трубят по всем каналам, то фильтровать нужную себе информацию становится сложнее.
С момента ввода в Астане карантина прошло полтора месяца. За это время в городе и обществе в целом произошли большие изменения. Мы коснемся только тех, которые так или иначе связаны с велосипедом. А также опишем кратко, как оно было, от начала до конца, и приведем результат опроса местных велолюбителей.

карантин и велосипед

Карантин

Поначалу мало кто всерьез воспринимал ситуацию. Относились шуточно или просто, как к интересному событию. Лишь единицы понимали суть проблемы. Более того, провели даже сбор группы в Наурыз, но без особых последствий. Конечно, принимались «поверхностные» меры защиты по типу здороваться кулак об кулак, носить маску и перчатки, но толку от этого немного. Введенные на тот момент ограничения никак не повлияли на велолюбителя, кроме привычных заведений общепита, ныне закрытых. А те немногие, кто работал, продавали еду только на вынос. Но есть, пускай и горячую пищу, в морозную погоду такое себе удовольствие…

Первые сложности возникли с введением усиленных мер 28 марта. Закрытие всех парков и скверов лишило нас привычных мест катаний, а запрет на групповые сборы - возможности приятной покатушки. Сам же выезд теперь не кажется чем-то расслабляющим, а напоминает стелс вылазку. А в случае, если патруль вас увидел, то поездка может превратиться в «догонялки», где проигравший рискует получить штраф или сесть на 15 суток. Но что ни делается, то к лучшему. Большинство сознательных велолюбителей остались дома. 

тихие и пустые улицы, вещающий вдалеке о карантине рупор и ярко выраженные листовки придают немного жуткую атмосферу

Выкатывали только те, кому позволяла специфика работы или если нужно найти определенное лекарство в аптеке. К слову говоря, ни одного знакомого велолюбителя за все время не оштрафовали за езду на велосипеде. Были остановки и проверки документов, но не более.
Как ни странно, но есть и плюсы. Ситуация показала то, чего не было бы заметно в повседневной жизни, а именно отношение людей. Например, одноклеточные индивиды, которые всем видом показывали своё наплевательское отношение к режиму ЧС или вообще отказ верить в существование в болезни. Но благо таких немного. Многие воспринимали меры адекватно, пускай и нехотя. А некоторые на это время даже стали ответственнее, чем обычно.
 

Одна из распространенных служб доставки у велокурьеров

На третьей неделе карантин стал уже надоедать. Если раньше было интересно за этим наблюдать, то теперь возможные последствия и нехватка денег давили на голову. Выходом из ситуации стали курьерские службы доставки, суть которых заключалась в доставке еды и хоз. товаров. Доставка осуществляется на авто, пешком или на велосипеде, но именно последний вариант стал массовым. Число велокурьеров увеличилось в разы, а их яркие рюкзаки стали более узнаваемыми. Тем, кто потерял работу или ушел в отпуск без содержания, доставка стала прибыльным делом, хоть и временным.
Это дало своеобразный толчок в распространении велосипедизма. Осознав всю пользу этого транспорта, люди стали искать доступные варианты, восстанавливать старые велики или просить их у соседей. Даже сейчас, после снятия всех мер число любителей визуально в 1.5-2 раза больше, чем в прошлом сезоне.

маршрут приходится продумывать в обход внутригородских постов.

Из сложностей передвижения и обслуживания велосипеда можно отметить недоступность покупки расходников привычным способом, так как специализированные магазины закрыты. Онлайн покупка хоть и делается быстрее, но доставка идет с задержкой. Потому тем, кто не имел в запасе те же камеры или ремнабор, пришлось туго. Передвижение, если не считать блокпосты, наоборот стало свободнее за счет резкого уменьшения автотрафика и пешеходов. Шанс нарваться на человека, идущего по велодорожке, стал критически мал.

С введением первых послаблений карантина число людей на улицах выросло. Велосипедистов тоже стало больше. Вероятно, одна из причин - это частые проверки на блокпостах. Осмотр каждого водителя занимает время, тем самым создавая пробку. Для велосипеда это не проблема, и можно спокойно объехать преграду по тротуару или любыми окольными путями. По сути, люди, имея даже возможность сесть за руль авто, старались выбрать велосипед, просто потому, что так удобнее. Конечно, те, у кого маршрут более длинный или иная специфика сели за руль автомобиля, но видя вокруг возросший спрос на велосипед, они, как минимум, обратили на это внимание, а может даже и задумались о покупке байка. И это уже хорошо.

Не секрет, что физическая активность, сопровождаемая кручением педалей, повышает иммунитет. И, чем больше народу пересядет на велики, тем здоровее будет нация.

P.S. По себе могу сказать, что велосипед в нужный час дал мне транспортную независимость, когда потребовалось выйти на работу. Не нужно ждать развозки, сел сразу и поехал. Но это было почти в конце карантина, насладиться этим было не так много времени. Большую часть времени все же пришлось деградировать сидеть дома.

А ниже приведен результат опроса более 40 велолюбителей города Астана и его окрестностей. Собраны наиболее интересные и даже противоречащие друг другу ответы.
 

Карантин как-то повлиял на ваше хобби?
Дмитрий М.:— Нет, карантин никаким образом не повлиял на мои увлечения, все так же тренируюсь только теперь уже с собственным весом. 
Жазира: — Не катаюсь;( 
Дмитрий Р.: — Повлиял. Приходится сидеть каждый день дома и смотреть как этот карантин продлевают. 
Андрей: — Не повлиял. 
Мухамеджан:— Начал боятся полиции. 
Павел: — Частично повлиял, нет возможности выехать на дальняк.
Абдиахмет:— Стал реже выезжать. 
Сергей:— Да, существенно. .
Асель: — Не особо. Разве что открытие пришлось отложить. Такую весну пропустили...
Фархад: — Почти не ездил. Немного только по делам.

Помогло ли вам наличие велосипеда в период изоляции?

Дмитрий Р.: — Не помог. В период изоляции стоит только высунуться на улицу, как полицейские мгновенно забрасывают домой. 
Дмитрий М.:— Да, помогло. Нередко он выручал меня в период, когда начинал сходить с ума, находясь в режиме изоляции. 
Ляззат: — Да, продала свои 2 велосипеда.
Фархад: — Да, там, где нельзя на машине, можно на веле.
Александр: — Да, быстро сгонять в магазин или к родителям отвезти продукты. 
Никита:— Да, очень помогло. 
Бенджамин: — Да, очередной раз убедился, что велосипед - это сила, это лучший друг человека, без базара. 
Алексей М.:— Да, использовал станок. 
Павел.:— Ничего особо не заметил, т.к. с наступлением весны пересаживаюсь на вел. 
Анель:— Нет, не было необходимости в нем. 
Мухамеджан:— Были слухи что камеры Сергек сканируют номера машин. Ездил где надо только на велосипеде. 

Принимали ли вы какие-либо защитные меры против вируса в период поездок на велосипеде? Какие?

Акан: — Да, ношение маски и перчаток. Примирение антисептиков. 
Андрей: — Маска и хватит. 
Антон: — Одевал маску. 
Дмитрий М.:— Надевал бандану(бафф). 
Бауыржан.: — Да, балаклава на лицо. 
Фархад: — Маска и перчатки. 
Александр: — Нет. Маска на подбородок для предоставления полиции)) 
Асель: — Пару раз катали со своими, так что никаких масок и прочего.
Жанат:— Езда в одиночку, маска и перчатки. 
Николай:— Нет, не принимал. 
Абдиахмет:— На улице нет, в помещении маска и перчатки. 
Павел: — Вообще ничего не принимал. Маску одевал только при входе в магазин. 

Осложнилось ли передвижение на велосипеде в период изоляции?
Андрей.: — Да, докапывались на каждом повороте. 
Павел: — Стало только лучше. Меньше кегель на тротуарах и дураков на дорогах. .
Мухамеджан: — Вообще нет.
Артем: — По городу проблем не было, по паркам и набержкам были до 4 мая. .
Алексей: — Да, в некоторых районах. 
Жанат:— Очевидно да. Хотя не сталкивался, но лишний раз не выезжал. 
Никита: — Да, осложнилось, но не сильно. 
Алмас: — Нет, у меня справка есть..
Фархад: — Не заметил.
Ляззат: — В начале да, полицейские останавливали. Не выезжала после этого. 
Жазира: — Еще как. 
Дмитрий Р.: — Собственно, пока полицию не встретишь, никаких проблем с движением не должно быть. 
Дмитрий М.: — Для меня передвижение осталось прежним, выезжал по необходимости, а также рано утром, в период, когда на улице минимум людей и воздух свежий. 

Есть ли что-то, чего вам не хватало в период карантина относительно велосипеда?
Дмитрий М.: — Добрых 2-3 человека, с которыми можно было бы составить компанию. 
Бауыржан: — Запчасти, закрыты все магазины. 
Руслан: — Да, свободы передвижения. 
Антон: — Поехать на дальнюю дистанцию. 
Аккербез: — Да. Хотелось покататься как раньше. 
Ляззат: — Нехватало покатушек в компании. 
Жазира: — Ночных поездок. 
Дмитрий Р.: — Мне не хватает очень важных заказных деталей с алиэкспресс для своего велосипеда. Которые как 3 месяца где-то в Китае лежат. У них карантин давно закончился, а посылки что-то не идут. 
Фархад:— Да, парков.
Александр: — Времени, чтобы кататься. Много работы было в карантин. 
Алмас.:— Мне все хватало. 
Алексей: — Открытой ремонтной мастерской.

После всего случившегося как относитесь к катаниям в группе?
Бауыржан: — Не допустимы. 
Руслан: — Ещё не катался в группе.
Антон: — Положительно. .
Аккербез: — Нормально. Только без обнимашек!) 
Акан: — Положительно. Прокачаем иммунитет. 
Жазира: — Отрицательно. 
Дмитрий Р.:— В такое время, лучше кататься одному. Никто не знает, заражен этот велосипедист или он здоров. Больше шансов заиметь ту самую болезнь. 
Шолпан.:— Так же, как и всегда – положительно.  
Фархад: — Настороженно. 
Александр: — Катаем малой группой в 3-5 человек. Проблем нет. Неприятных ситуаций тоже. 
Алмас: — Нормально. .
Асель: — А что-то случилось? 
Канат: — Отрицательно как минимум 2-3 месяца. 
Максат:— Хорошо. 

Какие перемены вы видите в велосипедизме в ближайшем будущем из-за карантина?

Дмитрий М.:— Глово решает, количество велосипедистов увеличилось в разы, меня это радует. 
Руслан:— Пока никаких. —
Аккербез: — Думаю, велолюбителей станет больше чем обычно.
Ляззат:— В принципе так же, за исключением одного желаемого правила: хочу, чтобы в будущем каждый из велосипедистов не выходил на катания в группе и встречи с друзьями при любых признаках простуды, гриппа. Для безопасности всех в сообществе.
Акан:— Больше людей будут ездить на велосипеде.
Жазира: — Ограничение количества людей в велогруппе. 
Дима Р.: — Из-за карантина не смогу поехать с друзьями в Боровое, покататься по лесу.
Шолпан: — Думаю, велосипедизация набирает обороты. Катающихся будет больше, в связи с чем, к велосипедистам будет более внимательное отношение как со стороны водителей, так и со стороны властей. 
Фархад: — Я думаю, что велосипедистов станет больше. Люди будут избегать общественный транспорт. 
Канат: — Никаких.
Никита: — Коллектив думаю сплочённее станет и аккуратнее. 
Жанат: — Из-за карантина отменяются все старты. Сезон скорее всего будет без массовых соревнований. В дальнейшем возможно будут послабления, но не факт.

Чтобы вы предложили сделать для велосипедистов, чтобы в дальнейшем смягчить такие ситуации?
Дмитрий М: — Пусть и не самые хорошие велосипеды, но за приемлемую сумму я б открыл мини сто для данной категории людей (те, что не разбираются), чтобы сделать времяпровождение во время передвижения более комфортным.
Руслан: — Дальше развивать велодвижение. 
Аккербез: — Если бы разрешили передвигаться на великах в чс, было бы замечательно. 
Акан: — Купить вело станки. Ходить на вело трек. 
Жазира: — Обработка шин после катания, минимальный контакт с другими во время поездок. 
Дмитрий Р. Не собираться в большое скопление велосипедистов. Если хотим оставаться дальше здоровым человеком и снизить перенос вируса, нефиг кататься в группах. Все равно обычная маска не спасет. —
Андрей: — Быть более зорким и высматривать полицию за 2 - 4 светофора наперёд)))
Шолпан: — Закаляться.  .
Фархад: — Поддерживать друг друга.
Салтанат: — Не париться, на воздухе вирус менее охотно распространяется. 
Сергей: — Разрешить велосипедистам ездить с соблюдением мер предосторожности.
Алексей: — Ездить на станке дома, самоизолироваться в лесу или на велотреке.

Опишите вкратце ваши впечатления от карантина

Дмитрий М.: — Как человек ленивый я большую часть времени провожу со спокойствием и лишний раз стараюсь не мыслить, это не мое. Обидно, что те многие люди, с которыми хотелось увидеться отмазывались карантином, чтобы избежать общения. Проверка временем это одна из хороших моментов в жизни, когда просто есть возможность понять кто в тебе нуждается.
Руслан:— Переосмысление некоторых вещей в жизни. Отлично провёл месяц за городом в кругу семьи. Набрал пару лишних кг) 
Антон: — Скукотища, как будто под домашним арестом. .
Аккербез: — Выспалась.
Ляззат: — Отличные каникулы, мне понравилось. 
Акан: — Устал от изоляции, но понимаю, что это сделано для всеобщего блага. 
Жазира: — Можно потерпеть, если от этого зависят жизни людей.
Дмитрий Р.: — Карантин, это не круто. Я устал сидеть дома.
Андрей: — Полная хрень. 
Бауыржан: — Фигня это всё.
Шолпан:— Отдохнула от души. Выспалась. Переделала все домашние дела. Занималась спортом дома. Работала на удаленке. Хочу еще так месяцок отдохнуть. 
Фархад:— Это был очень долгий отпуск дома.
Салтанат:— Мне понравилось тем, что перезагрузило все население и настроило всех больше заниматься спортом на открытом воздухе. 
Канат: — Классно, так как людей и машин меньше на дорогах).
Жанат: — Неудобно, что всё закрыто. Жаль отмененные старты.
Алексей: — Крайне неприятная и неудобная штука.
Диана: — Я его почти не почувствовала. Единственное не привычно было видеть очень мало людей.

Специальный корреспондент из Нур-Султана: Игорь Дорошев

 

 
 
 
 
490 2020-05-11