Прайор Додж: коллекционер велосипедов
Прайор Додж известен как профессиональный флейтист, увлечённый танцор танго, путешественник и, наверное, более всего как страстный коллекционер велосипедов.
Проживая в Нью-Йорке, Прайор Додж, которому исполнился 51 год, обладает, возможно, лучшей в мире коллекцией старинных велосипедов. Всё начиналось 25 лет назад, когда он приобрёл за 600 долларов «большеколёсную» модель Penny Farthing. По заказу Доджа велосипед никелировали, покрыли эмалью и отправили в Париж, где он ездил на нём по улицам на свои занятия по классу флейты. Сделанный из стальной трубы, этот действующий раритет имеет твёрдые резиновые покрышки. В 1885 году он стоил $125, а сегодня его цена приближается к 10 тысячам «зелёных». Впрочем, Додж не любит говорить о деньгах применительно к своей коллекции.
Коллекция покрывает столетний период истории велосипеда - с 1820 по 1920 годы. Со временем диапазон экспонатов был расширен, и сегодня коллекция дополнена и другими предметами тех времён, включая пепельницы, портсигары, плакаты, почтовые открытки, литографии, запонки, часы, медали, кружки и многое другое.
Конечно, Додж считает именно велосипеды основой своей коллекции. А жемчужиной её, по мнению счастливого обладателя, является модель Michaux Velocipede Tricycle 1868 года. Этот трёхколёсный экземпляр выполнен полностью из дерева, и к нему в комплекте идёт велосипедный шлем с вырезанным на нём грифоном. Модель имеет необыкновенный вид и похожа на какую-то фантастическую колесницу в духе фильма «Назад в будущее». Додж не хочет обсуждать, сколько сейчас стоит это чудо, но признаёт, что это слишком дорогая игрушка, чтобы на ней можно было ездить.
Среди других примечательных предметов коллекции можно упомянуть Coventry Rotary Tricycle, произведённый примерно в 1884 году D. Rudge & Co., и подрессоренный Dwarf Safety Roadster 1887 года от Linley & Biggs.
Нельзя не сказать и о женских байках со специальной защитой для юбок, моделях с сиденьями из кожи и даже из плетёных ивовых прутьев. Есть также модели без использования цепной передачи, тандем, китайский односкоростной Sterling и Quadrant, на котором Джон Бойд Данлоп испытывал первые пневматические шины. Уже много лет Додж организовывает выставки своей коллекции – всего их было 14 – в различных музеях мира. Его экспонаты выставлялись в Лондонском Музее Дизайна, галерее Пейн Уеббер в Нью-Йорке, в Оклендском музее. Повсюду коллекция вызывает ажиотаж и восхищение.
Глубокое знание предмета позволило Доджу в 1996 году выпустить книгу с незамысловатым названием The Bicycle в издательстве «Фламмарион Пресс». А недавно он задумал написать книгу о том, как велосипеды повлияли на историю эмансипации женщин. Он любит цитировать Сьюзан Б.Энтони, которая заметила в 1886 году, что велосипед как ничто другое способствовал эмансипации женщин во всём мире.
«Влияние велосипеда было совершенно революционным, потому что он придал женщине мобильность в современном её виде - ещё до того, как появился автомобиль», – рассказывает Додж.
Прайор Додж - человек талантливый и увлекающийся. Он может целыми неделями оттачивать своё исполнение танго в Буэнос-Айресе. До того, как он открыл для себя танго, Додж организовывал выступления своего камерного оркестра в Париже вплоть до 80-х годов 20 века. Семья Доджа по отцовской линии перебралась с юга в Нью-Йорк во время Гражданской Войны. Его дедушка занимался академической настенной живописью, и его работу до сих пор можно увидеть в здании Библиотеки Конгресса. Отец Прайора начинал как балетный и джазовый танцор, а впоследствии стал одним из первых критиков в области джаза. Конечно же, это он настоял на том, чтобы его сын получил отличное музыкальное образование.
Сам Додж вспоминает, что влюбился в велосипед в то время, когда катался ребёнком по улицам Лонг-Айленда. Он посвятил свою книгу мексиканскому актёру Кантинфласу, который снялся в фильме «Вокруг света за 80 дней». Там актёр разъезжает на большеколёсном велосипеде по улицам Лондона. Ещё ребёнком Додж посмотрел ту кинокартину, и, посмотрев её ещё раз спустя годы - уже после того как начал собирать свою коллекцию, - осознал, какое большое значение имел для него этот фильм.