Подводный велосипед

Первый подводный велосипед "Аквапед" был изобретен в 1896 году человеком по имени Альваре Темпло. Этот своеобразный и курьезный катамаран, отдаленно напоминал первые подводные лодки Холланда и Джевецкого.

Корпус подводного катамарана был сделан из алюминия и имел сигарообразную форму. Его длина составляла 4,85 метра, а диаметр 0.7 метра. Внутреннее пространство судна было разделено на три отделения: из которых два крайних служили для хранения сжатого воздуха, а среднее - это водолазный костюм, выступающий за корпус снизу и сверху. В этот костюм влезал пловец, надевая на голову шлем, соединенный шлангами с воздушными отделениями лодки. Под ногами у него располагались педали от привода вращения гребного винта, находящегося за кормой лодки, руками же он управлял румпелями (подобными велосипедному рулю) для управления вертикальными и горизонтальными рулями.

Для погружения в небольшие цистерны набиралась забортная вода. Снаружи лодки закреплены инструменты, необходимые для производства под водой ремонтных работ, кроме того, с каждого борта можно закреплять по мине с длинным шестом для поражения вражеских судов. На носу предусмотрена мощная электрическая лампа.

Примерно так выглядел "Аквапед"


На этой подводной лодке, названной “Аквапед”, Темпло совершил несколько спусков под воду: один раз он оставался под водой довольно долго, – по утверждению современников, почти 6 часов. Конечно, военное значение изобретения было весьма сомнительно. Специалисты утверждали, что несмотря на надежность и качество сооружения, лодки такого типа могли бы быть удобными для подводных прогулок любителям подводного спорта. 

Во всяком случае, постройка такого судна очень интересна с точки зрения истории подводного судоходства. Можно считать, что именно от нее пошла ветвь современных подводных транспортных аппаратов спортивно-туристского назначения.
С другой стороны, именно этот технический курьез нес в себе зачатки новой тактики использования боевых подводных аппаратов, связанной непосредственным и активным участием экипажа в использовании оружия.

Традицию «века карманных субмарин» поддерживают и другие страны. Еще один подводный «велосипед», «Scubster» (дословно – «подводник»), построил французский дайвер и пилот Стефан Руссон с коллегами. Руссон и прежде был известен своими интересными решениями (например, дирижаблем с педальным приводом). 

Машина одноместна и, также как и «Голубой космос», приводится в движение кручением педалей. Велосипедист-подводник облачается в полноценный дайвинговый костюм и дышит через трубку, выведенную за пределы кабины «велосипеда», поскольку внутри кабины та же водная среда, что и снаружи. Управление осуществляется с помощью руля и рычагов, машина может идти вперед, назад, влево, вправо, вверх и вниз. Купол велосубмарины прозрачен, за исключением фронтальной части, так что увидеть под водой можно многое, – хотя, конечно, не так много и не столь свободно, как в российском «Голубом космосе».

Опытная модель оформлена дизайнером Мин-Локом Труонгом, окрашена в ярко-желтый цвет, узнаваема и в плане PR более чем удачна («We all live in a yellow submarine, yellow submarine, yellow submarine»!). «Scubster» имеет обтекаемый углеволоконный корпус, ременной привод (прототип – привод байка «Strida»), специально разработанную систему передач и два винта по бокам корпуса.

Технические характеристики устройства: длина - 4,2 м, высота - 1,5 м, ширина - 2,4 м; глубина погружения - до 5 м, скорость передвижения под водой – до 10 км/час.

Руссон с командой рассчитывает использовать «Scubster» в Международных подводных гонках – и побеждать.

аквапед

аквапед

Гидрорайд: велоспорт под водой

Подводный велосипед «Blue Space», или «Голубой космос», названный так благодаря внешнему сходству с маленькой летающей тарелкой, изобрел и зарегистрировал питерский конструктор Владимир Тарадонов вместе с коллегами. Пять патентов, описывающих нововведения в судостроительстве, примененные в изобретении, были получены научной командой 10 лет назад. Ярко-оранжевый макет «велосипеда» в натуральную величину находится в научно-исследовательской лаборатории повышения эксплуатационных качеств судов и подводных объектов Санкт-Петербургского морского технического университета. 

Гидрорайд

Конструкция приводится в движение при помощи привычного кручения педалей, управляется джойстиком. В кабине установлены два кресла и две пары педалей, хотя пользоваться изобретением можно и в одиночестве, заметим, при полном комфорте: специального костюма и системы дыхания подводному велосипедисту не требуется. Корпус «велика» со всех сторон прозрачен, так что си-байкер может не только заниматься милым его сердцу велоспортом, но и любоваться красотами подводных пейзажей. 

Гидрорайд
Технические характеристики «Голубого космоса» таковы: длина - 3,5 м, высота - 1,2 м, ширина - 2 м; вес - от 1,5 до 2 тонн; глубина погружения - до 30 м, время под водой – до 4 часов; скорость движения под водой – 4-6 км/час, по поверхности – 4-10 км/час. 

Интересен принцип, приводящий машину в движение. Как говорит создатель «Голубого космоса», ни один, даже самый сильный и выносливый спортсмен, не смог бы крутить педали подводного «велосипеда», если бы в конструкции использовались обычные винты. Изобретатель применил принцип Коанды, легче всего понимаемый на примере воды, в силу отсутствия воздуха в носике чайника, образования вихря и перепада давления проливающейся из чайника не в чашку, а на стол при небольшом наклоне чайника над чашкой. Наблюдали вы это? Сто раз! Именно эти условия искусственно создаются в струйной пневмоавтоматике, именно их применил конструктор «Голубого космоса». 

На передней части «велосипеда» установлены обтекатели, в которые вмонтированы гребные колесики, всасывающие воду через щели; далее вода выталкивается на корпус машины, создавая тягу на ее поверхности; вода обтекает весь корпус, снова всасываясь в щель на корме и выталкиваясь наружу. Научный консультант НАТО по кораблестроению, присутствовавший на испытаниях модели в бассейне, долго не мог догадаться, где же у «велосипеда» винты. Изобретатель в ответ пошутил: мол, у вас, над Невадой, тарелки летают, а у нас они плавают. 

Если выше речь шла о технологиях, прежде используемых исключительно военно-морскими ведомствами и учеными, а сегодня переходящих в сегмент элитных, но все-таки доступных частным лицам товаров, то гидрорайды – действительно общедоступные подводные велотренажеры, имеющиеся в наличии большинства фитнес-центров, практикующих занятия в воде.

Строго говоря, гидрорайды – это комплексные многофункциональные подводные тренажеры для тренировки и реабилитации. Эти установки позволяют выполнять более 20 упражнений (непосредственно велоезда, ходьба, степпер сидя и стоя, брусья, гребля сидя и стоя, отжимания сидя и лежа и пр.) одновременно м людям, расширяя возможности лечебно-оздоровительных занятий и существенно увеличивая диапазон мобильности суставов. Сопротивление воды не только увеличивает нагрузку на мышцы, но и – за счет снижения трения и некоторого замедления движений – исключает риск получения травм суставов, ускоряя укрепление организма и реабилитацию; еще одним приятным эффектом является ощутимое снижение веса (от 50 до 80% в зависимости от глубины погружения тела в воду).

Технические характеристики гидрорайдов: размер стандартной установки подводного «велосипеда» равен примерно 220-225 см в длину, 105-110 в высоту и 130-135 см в ширину – то есть около 2м²; вес на поверхности воды составляет около 60 кг, под водой - около 25 кг, так что передвигать тренажер под водой может сам занимающийся; используемые материалы – термопластик и нержавеющая сталь. Благодаря специальному покрытию гидрорайды могут подолгу функционировать в речной, морской, хлорированной воде, не покрываясь ржавчиной. Устройства требуют глубины от 120 см и крепятся к дну бассейна плотными присосками.

Таковы основные устройства, известные нам сегодня как подводные «велосипеды». Но ведь есть еще велокомпьютеры Apple, проходящие процесс патентизации: с GPS-навигатором, датчиком включенной передачи, устройством связи между велосипедистами и датчиком измерения сердечных ритмов; есть и другие занимательные новшества.

Источники: drakoshi.net и glamour.ru

5605 2016-11-07